Турфирмы, оформление виз, туры, посольства, билеты

О Байкал ДискавериБайкало-Монгольская АзияДневник путешествийДайджестФотогалереяКонтакты
Деятельность компании
Путешествия Байкал Дискавери
Главная Главная
Туры и программы Туры и программы
Архив Архив
Оплата пластиковой картой Оплата пластиковой картой
Информация об услугах
Размещение Размещение
Особые услуги Особые услуги
Фотогалерея
Online консультанты
Головченко Александра
Сервисы
Rambler's Top100

Rambler's Top100

  Главная arrow Дайджест arrow Сохранение Байкала arrow Международное сообщество и Байкал  
 
Международное сообщество и Байкал

Всемирное наследие - щит для Байкала

Байкал на повестке сессии Юнеско

Байкал обьединил экологов

Киотское соглашение

Конференция обсудила закон о Байкале

 

ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ — ЩИТ ДЛЯ БАЙКАЛА

 

11 ноября в МПР РФ состоится встреча с представителями ЮНЕСКО и МСОП, где будет обсуждаться ситуация, складывающаяся вокруг озера Байкал, в связи с тем, что на очередной 28-й сессии ЮНЕСКО в 2004 г. вновь будет рассматриваться вопрос о включении Байкала в «черный» список «Природное наследие в опасности».

Правительство России взяло на себя нелегкую задачу, дав два взаимоисключающих обещания. С одной стороны, Китаю обещан экспорт нефтепродуктов и строительство нефтепровода на восток. С другой стороны, поскольку Байкал включен в список участков Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, Россия имеет международное обязательство по сохранению уникального озера.

Еще в 2001 г. было принято Постановление № 643 «Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», который содержит 36 видов деятельности, в том числе: «добыча сырой нефти и газа (№ 4)», «строительство магистральных нефтепроводов, газопроводов и иных продуктопроводов, за исключением газопроводов для местного газоснабжения (№ 21)».

Но так как границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории не были точно определены на законодательном уровне, сразу начались попытки максимально заузить границы и, таким образом, лишить Перечень всякого смысла. К примеру, дать «зеленый» свет таким опасным проектам, как добыча газа в дельте Селенги и прокладка нефтепровода «Россия-Китай» в непосредственной близости от Байкала.

Именно такой проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон» был подготовлен иркутским Институтом географии СО РАН и передан на государственную экологическую экспертизу в этом году. Судите сами. По материалам номинации двадцатой сессии ЮНЕСКО 1996 г. граница Байкальского участка всемирного природного наследия совпадала с границей центральной зоны проекта федерального закона «Об охране озера Байкал» образца 1995 г. и проходила по водораздельным хребтам (ширина ее, таким образом, составляла 20-50 км от береговой линии озера). В проекте же вышеупомянутого Постановления Правительства РФ она буквально прижата к берегу и достигает 4-5 км только благодаря включению в центральную экологическую зону заповедников и национальных парков.

На прошлой неделе на своем заключительном заседании экспертная комиссия государственной экологической экспертизы дала отрицательное заключение проекту, однако этот результат еще не утвержден министром природных ресурсов.

Общественные экологические организации России для предстоящей встречи в МПР РФ 11 ноября подготовили три предложения:

Граница Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) должна совпадать с границей Байкальского участка всемирного природного наследия (УВПН).

Необходимо разработать Порядок (Регламент) поэтапного ввода в действие Перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ (Постановление Правительства РФ № 643 от 30 августа 2001 г.), в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ и статьей 16 ФЗ «Об охране озера Байкал».

Наложить мораторий на проектирование и строительство магистральных трубопроводов по территории водосборного бассейна озера Байкал до принятия подзаконных нормативно-правовых актов, упомянутых в федеральном законе «Об охране озера Байкал» (границы экологических зон, Комплексная схема охраны и использования природных ресурсов, предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ и др.).
Принятие данных предложений позволит разрешить известную правовую коллизию с границами Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а Участок Всемирного наследия ЮНЕСКО, как особый вид ООПТ (особоохраняемой природной территории) на Байкале, наконец-то обретет подобающий ему правовой статус.

Разработка и принятие регламента поэтапного ввода в действие Перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ, позволит поэтапно во времени и пространстве вводить в действие ограничения на хозяйственную деятельность, используя все предыдущие научные разработки по экологическому зонированию и опираясь на существующее законодательство. Это позволит увязать экономические возможности территорий и федерального центра с задачами сохранения уникальной экосистемы Байкала (перепрофилирование или вынос за пределы ЦЭЗ БПТ существующих экологически опасных производств, развитие экологически приемлемых видов деятельности для местного населения) и необходимостью повышения качества жизни местного населения, приблизиться к устойчивому развитию.

Определение границ центральной экологической зоны озера Байкал может, наконец, внести ясность в перспективы развития Байкальского региона. Только вот предлагаемая новым проектом защитная зона в 4 километра вместо 50 километров, принятых ЮНЕСКО как территория Участка мирового наследия, ставит под угрозу сам смысл Всемирного наследия. Общественные организации, среди которых Всемирный фонд дикой природы (WWF), Гринпис России, Общественное объединение по Байкалу (г. Улан-Удэ), Байкальская Экологическая Волна (г. Иркутск) призывают Правительство РФ утвердить границы, обозначенные документами по Всемирному природному наследию.

Байкал — слабопроточный водоем. Чистота его вод обеспечивается всей совокупностью природных ландшафтов водосборной территории. Байкальская природная территория имеет особый природоохранный статус, определяемый в первую очередь федеральным законом «Об охране озера Байкал». До разработки и принятия всех подзаконных нормативно-правовых актов, перечисленных в ФЗ «Об охране озера Байкал», которые должны обеспечить действие этого закона на практике, необходимо запретить рассмотрение проектных документов крупных хозяйственных объектов, создающих экологические риски для уникальной экосистемы Байкала.

Экологические неправительственные организации считают, что принятие правительством этих предложений будет одним из реальных шагов к тому, чтобы на следующей сессии ЮНЕСКО не встал вопрос о переводе оз.Байкал в список «Природное наследие в опасности».

Пресс-служба «БЭВ» и общественная организация «Бурятское региональное объединение по Байкалу» (Улан-Удэ).

 

БАЙКАЛ НА ПОВЕСТКЕ СЕССИИ ЮНЕСКО
  

Представители Гринпис, присутствующие на 27-й сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию, сообщили, что большинство членов Комитета высказались за перевод номинации «Озеро Байкал» в список «Всемирное наследие в опасности». Однако учитывая, что официальное принятие подобного решения без согласия «страны-хозяйки» станет серьезным ударом по международному престижу России, было решено еще раз дать российскому правительству время на исправление ситуации. Окончательное рассмотрение вопроса отложено на год.

Обсуждение вышеназванной проблемы на сессии оказалось достаточно бурным. Эксперты ЮНЕСКО указали на целый ряд факторов, угрожающих уникальной экосистеме Байкала: Байкальский ЦБК продолжает загрязнять озеро, продолжается неконтролируемая добыча рыбы и байкальской нерпы, в водосборном бассейне озера идут варварские рубки и бушуют лесные пожары, на берегах скопились десятки тысяч тонн бытовых отходов...

Особое внимание было уделено новой угрозе Байкалу — проекту нефтекомпании ЮКОС по прокладке нефтепровода Ангарск-Дацин, который должен пройти в непосредственной близости от Байкала. Участники сессии особо обратили внимание российской делегации на этот тревожный факт. В ответ из уст замминистра Минприроды Янкова К.В. прозвучали слова о том, что министерство уже дало негативное заключение по одному из вариантов нефтепровода и оно практически гарантирует, что трубы не пойдут по территории всемирного наследия.

Тем не менее, Комитет не удовлетворился такими обещаниями и в вынесенном решении постановил, что нефтепровод ни в коем случае не должен проходить через территорию всемирного наследия. В случае, если он будет пересекать водосборный бассейн Байкала, проект должен пройти международную экспертизу и при его строительстве и эксплуатации должно быть гарантировано соблюдение высших международных экологических стандартов.

Кроме того, Комитет рекомендовал Международному союзу охраны природы (IUCN), Центру всемирного наследия, неправительственным организациям и международным фондам и инвесторам активно помогать российскому правительству в его усилиях по охране озера Байкал.
Пресс-служба Гринпис России.

 

БАЙКАЛ ОБЪЕДИНИЛ ЭКОЛОГОВ
  

В Иркутске состоялась встреча представителей известных природозащитных организаций — «Экозащита», Социально-Экологический Союз (СОЭС), Гринпис, Всемирный фонд дикой природы (WWF), «Экоюрис», Бурятское региональное отделение по Байкалу, ИСАР–Дальний Восток и Проекта «Мониторинг БТС (Балтийской трубопроводной системы)». Организатором встречи стала «Байкальская Экологическая Волна».

Повод, собравший всех вместе — подготовка принятия решения Правительства России о строительстве нефтепровода в Китай и на дальний Восток. На встрече были обсуждены позиции экологических организаций по этому вопросу и выработан план действий.

По мнению всех собравшихся — нефтепровод через водосборный бассейн Байкала - это новая угроза для озера, которое содержит 20% мировых запасов пресной воды. При всех выгодах для России, о которых заявляют инициаторы проекта компании «ЮКОС» и «Транснефть», потеря Байкала как экосистемы в целом, и резервуара чистой пресной воды, в частности, не может быть восполнена никакими финансовыми выгодами. Как известно, нельзя есть деньги и пить нефть, и Байкал, в любом случае, дороже нефти!

Участники встречи говорили о проблемах, возникающих при разработке углеводородных месторождений и транспортировке нефти: загрязнение почвы, подземных и поверхностных вод, вследствие крупных аварий и мелких утечек, учащение пожаров — вот что реально достается земле и живущим на ней людям, в тех местах, где проходят магистральные нефтепроводы. Жители Ленинградской и Сахалинской областей, республики Коми уже столкнулись с этим. Кроме того, обещанные регионам финансовые выгоды, как показала практика, уходят неизвестно куда. Нигде еще уровень жизни местного населения не вырос из-за прокладки нефтепровода, а обещания «манны небесной» — это всего лишь рекламный трюк нефтяных компаний. По существующему законодательству районные администрации не получат ни копейки налогов от эксплуатации нефтепровода, а весь ущерб нанесенный природе придется ликвидировать именно местным властям. Постройка трубы через кедровники, минеральные источники и горные хребты, где формируется сток рек в Байкал — это обмен стеклянных бус на золото.

Все собравшиеся в Иркутске отметили, что нефтепровод у Байкала — это гораздо хуже, чем целлюлозный завод, который был построен 30 лет назад из-за стратегических нужд страны. И вот уже несколько поколений не могут решить проблему главного загрязнителя озера.

На очередной сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая начнется 30 июня, вновь будет обсуждаться вопрос о включении номинации «Озеро Байкал», в список объектов мирового наследия — в опасности.  Алексей Буторин, секретарь Комиссии Российской Федерации для ЮНЕСКО по природному наследию, также участвовавший во встрече, заявил: «Для меня эта поездка была очень важной в смысле получения информации о нефтепроводах. Теперь я знаю ситуацию, складывающуюся вокруг Байкала, и это позволило мне сформировать позицию для выступления на июньской сессии ЮНЕСКО».

Святослав Забелин, возглавляющий одну из самых крупных российских организаций Социально-Экологический Союз (СОЭС) назвал встречу «настоящим творческим процессом, где  мы смогли почувствовать какое взаимодействие возможно среди разных организаций».

Участники встречи смогли увидеть сразу два новых фильма о нефтепроводах. Это работа питерских документалистов «По ту сторону трубы» о судебном процессе эколога Александра Сутягина с БТС (Балтийская трубопроводная система) и очередной фильм «Байкальской Экологической Волны» о людях, сталкивающихся с нефте- и газопроводами в Байкальском регионе. 

Пока решение о строительстве нефтепроводов по водосборному бассейну Байкала еще окончательно не принято. И это не единственная возможность для экспорта нефти в Китай и другие страны АТР. Компания «ЮКОС» в своем проекте, в качестве альтернативного варианта, называет транспортировку нефти по железной дороге, что по сравнению со строительством трубы, экологически менее опасно. 

8.06.03 Пресс-служба «БЭВ»

 

«ДОЛГИЙ ЯЩИК» ПРИГОТОВИЛА РОССИЯ КИОТСКОМУ ПРОТОКОЛУ

 

Летом в Иркутске побывал эксперт аудиторской голландской экологической компании. Целью его визита было выяснение возможностей заключения договоров совместного осуществления в рамках Киотского протокола между предприятиями Голландии и России. Эксперт выяснял, есть ли в Иркутской области территории, нуждающиеся в искусственном восстановлении лесов.

В рамках протокола предусмотрено сотрудничество между странами, при котором возможно выполнить свои обязательства по уменьшению выбросов углекислого газа, к примеру, в Голландии или в Японии, посадив леса в Сибири. Снижение выбросов 1 тонны углекислого газа обходится разным странам по-разному, но везде довольно дорого — от 50 до 200 долларов. Поэтому Японии, где техника и так на грани фантастики, трудно снизить выбросы, улучшив оборудование своих котельных. Гораздо выгоднее заплатить деньги и переоборудовать котельную, к примеру, в Индии. Затраты меньше — эффект больше. Россия свои обязательства по снижению выбросов парниковых газов уже перевыполнила (за счет лесов и застоя в промышленности) на 2 млрд тонн. Это квота, которую можно выгодно продать и получить средства на охрану природы и обновление основных фондов топливно-энергетической сферы.

Президент и Председатель Правительства России неоднократно заявляли о готовности страны ратифицировать Киотский протокол. Тем не менее, как показала прошедшая в Москве Всемирная конференция по изменению климата, официальная позиция Кремля и Правительства изменилась. Интересно отметить, что произошло это после поездки Президента в США.

 Как сообщает Би-би-си, Президент России Владимир Путин, выступая на конференции, сказал следующее: «Правительство тщательно рассматривает данный вопрос, изучая весь комплекс связанных с этим непростых проблем. Решение будет принято после того, как эта работа будет закончена». Никаких сроков российский президент не назвал. Присутствующий на конференции представитель генерального секретаря ООН, исполнительный директор ЮНЕП /Программа ООН по окружающей среде/ Клаус Топфер заявил, что мировая общественность с нетерпением ждет от России ратификации Киотского протокола. От этого зависит запуск всех рыночных механизмов Киотского протокола.

Факт глобального потепления климата признан большинством стран, в том числе и Россией еще 11 лет назад на Саммите в Рио-де-Жанейро. ХХI век поставил мир перед жестким выбором: или голод и потоп, или уменьшение выбросов парниковых газов. За последние 100 лет общее повышение температуры поверхности Земли составило 0,60С. Девяностые годы минувшего столетия признаны Всемирной метеорологической организацией самыми теплыми за тысячу лет. В течение последних 50 лет арктический морской лед становится тоньше почти на 40% в период между окончанием лета и началом осени.

Повышение уровня моря в ХХ веке, вероятно, превышает в десять раз среднюю величину этого повышения за последние 3 000 лет. Участились засухи, наводнения, ураганы, лесные пожары. Большая часть ответственности за происходящее лежит на индустриально развитых странах. Повышение концентрации парниковых газов вызвано, главным образом, сжиганием ископаемого топлива. Концентрации СО2 возросли с 280 частей на миллион (ppm) в прединдустриальную эпоху до 370 в настоящее время. Считается, что через сто лет при сегодняшних темпах развития эти концентрации достигнут от 540 до 970 ppm. Сжигание угля и нефтепродуктов — основная антропогенная причина потепления климата.

К 2002 году большинство стран мира (185) подписали Конвенцию об изменении климата, взяв на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Основной рабочий документ, принятый после этой конвенции, Киотский протокол, обязывает развитые страны сократить к 2008-2012 годам свои совокупные выбросы парниковых газов до уровня выбросов 1990 года. Большинство развитых стран уже ратифицировали Киотский протокол и начали работу по его выполнению.

Главный противник протокола — США. Превышение нормы выбросов в США по Киотскому протоколу составляет около 6 млрд тонн, но пока заменять оборудование тепло и электростанций не выгодно, так как оно практически новое. Другое дело — Россия. В нашей стране изношенность основных фондов довольно высока, а уровень выбросов СО2 уже сейчас ниже 1990 года. Предполагается, что к 2008 году они понизятся еще на 15-20%.

В самом деле, Киотский протокол может быть весьма выгоден нашей стране. Это возможность получения инвестиций для установки фильтров, для переоборудования старых предприятий и внедрения технологий, повышающих эффективность использования энергии. Протокол базируется на реальных экономических механизмах, среди которых — торговля квотами и проекты «совместного осуществления». В первом случае одна страна может продать «неизрасходованную» квоту другой стране, во втором — страна имеет право профинансировать проект по сокращению выбросов парниковых газов в других странах.

Киотский протокол также предполагает не только участие стран на уровне правительства, но и частные инициативы отдельных компаний или административных субъектов. К примеру, РАО ЕЭС России, на которое приходится треть всех выбросов парниковых газов страны или 3% от мировых, самостоятельно делает шаги по реализации Киотского протокола. Созданный при РАО ЕЭС Энергетический углеродный фонд подготовил все необходимые документы для проведения систематической инвентаризации и отчетности по выбросам парниковых газов всех предприятий компании.

В Архангельской области по инициативе администрации создан Центр экологических инвестиций, в составе которого действует бюро инвентаризации и мониторинга выбросов парниковых газов. Архангельск стал неким центром реализации Киотского протокола в России. Выбросы парниковых газов в Архангельской области сократились с 1990 г. более чем на 7,5 млн тонн в год, или на 35%. Причем не только за счет спада промышленности. Большую роль сыграла программа по энергосбережению. Так энергоемкость производства на Соломбальском ЦБК сократилась по сравнению с 1994 г. на 47%, а на Архангельском ЦБК более чем на 30%. При этом расход угля и мазута уменьшился еще в большей степени за счет утилизации древесных отходов.

Ратификация Киотского протокола отложена Российским правительством на неопределенный срок, а жаль. Климат не ждет.

Марина Рихванова, «БЭВ», участница Всемирной конференции по изменению климата с использованием материалов журнала «Бизнес» www.ruscarbon.ru и брошюры «Наш будущий климат» Всемирной метеорологической организации.

P.S. В библиотеке Инфоцентра «Байкальской Экологической Волны» можно познакомиться с новейшими изданиями по проблеме изменения климата.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБСУДИЛА ЗАКОН О БАЙКАЛЕ

 

В середине сентября в Иркутске состоялась трехдневная международная конференция «Закон Российской Федерации «Об охране озера Байкал» как фактор устойчивого развития Байкальского региона». На конференции прозвучали доклады , посвященные фундаментальным и научно-методическим проблемам экологического и социально-экономического развития. На конференции была отмечена необходимость доработки юридическо-правовой базы для приведения закона в действие. К примеру, границы центральной зоны озера Байкал, определенные в Законе о Байкале не совпадают с границами участка Всемирного наследия, определенного ЮНЕСКО. Отсутствуют эффективные меры по регулированию хозяйственной деятельности на байкальской природной территории, отсутствует согласованная федеральная программа развития туризма на Байкале.

В настоящее время исследования Байкала и его водосборной территории ведут 11 институтов СО РАН в Иркутске и Улан-Удэ, а также еще 12 институтов из Новосибирска, Томска, Красноярска и Читы в рамках восьми интеграционных проектов. Данные ученых говорят об удовлетворительном состоянии экосистемы озера Байкал и отсутствии угрозы для популяций омуля и байкальской нерпы. В то же время отмечается, что систематического комплексного мониторинга озера не проводится уже многие годы, поэтому об улучшении или ухудшении состояния экосистемы можно только говорить предположительно.

Существуют острые проблемы локального загрязнения прибрежных участков, сильно замусорен берег, идет беспорядочное строительство домов, дач, коттеджей, небольших турбаз и т.д. Во многих местах сильно нарушены природные ландшафты. Поселок Листвянка, район Малого моря — вопиющие тому примеры. Локальное загрязнение вод существует вблизи портов и поселков и в наибольших масштабах наблюдается в районе сброса вод Байкальского целлюлозного комбината. На конференции отмечалось, что строительство очистных сооружений для г. Байкальска неоправданно затягивается. Второй и третий этапы программы перепрофилирования БЦБК не получили подтверждения государственной экологической экспертизы. Не решен вопрос стоков и отходов в озеро Байкал. Плавающие пластиковые бутылки уже стали неотъемлемой приметой туристического сезона. Опасным для байкальских вод остается ненамеренное расселение несвойственных Байкалу рыб и других организмов.

Докладчики отмечали, что запасы омуля и нерпы уже освоены достаточно и вряд ли могут увеличиваться, в то же время такие виды деятельности как туризм и разлив байкальской воды имеют очень большие перспективы. Байкал возможно будут посещать до 1 млн туристов в год, но строить на нем 5-зведочные отели не имеет смысла. Необходимо уделить больше внимания и не пожалеть средств, чтобы цивилизованный туризм на Байкале не приносил вреда его уникальной природе. Продажа байкальской воды в то же время не требует больших затрат и может принести очень существенную прибыль региону уже в ближайшее время. Уже выпущено и продано около 50 миллионов бутылей байкальской воды на сумму 300 миллионов рублей, поступило налогов в бюджеты различных уровней около 100 миллионов рублей. В перспективе оборот от продажи байкальской воды может составлять до 600 миллионов долларов в год.

В докладах участников и в работе круглых столов было подчеркнуто, что строить нефтепроводы на восток можно только в обход байкальской природной территории.

Пресс-служба «БЭВ» с использованием материалов международной научной конференции «Закон Р.Ф. «Об охране озера Байкал» как фактор устойчивого развития Байкальского региона», Иркутск 2003г.

 
 
Baikal Discovery
(C) 2002-2006
design by
Webstudia.ru