Турфирмы, оформление виз, туры, посольства, билеты

О Байкал ДискавериБайкало-Монгольская АзияДневник путешествийДайджестФотогалереяКонтакты
Деятельность компании
Путешествия Байкал Дискавери
Главная Главная
Туры и программы Туры и программы
Архив Архив
Оплата пластиковой картой Оплата пластиковой картой
Информация об услугах
Размещение Размещение
Особые услуги Особые услуги
Фотогалерея
Online консультанты
Головченко Александра
Сервисы
Rambler's Top100

Rambler's Top100

  Главная arrow Дайджест arrow Исторический очерк о Байкале arrow Бронзовый век - средние века  
 

Бронзовый век - средние века 

 

В конце бронзового века в Забайкалье проникла "культура плиточных погребений", во многом сходная с татарской культурой Минусинской котловины. Она тоже включала элементы "скифского звериного стиля". Эти "плиточники" оставили нам знаменитые "оленные", или "овечьи" камни. Самый известный среди них, "Иволгинский камень", со всемирно известным скифским "летящим оленем" был обнаружен в 22 км от Улан-Удэ, в устье р. Иволги. В культурном отношении "плиточники" Забайкалья и Монголии были частью общего скифского мира. Возможно, часть их впоследствии была среди предков современных бурят.
"Сменщики", а вернее всего победители сибирских скифов - гунны (хунну). Судя по находкам Иволгинского городища, это был действительно очень воинственный и очень хорошо оснащенный для войны народ. Именно здесь впервые в Сибири обнаружены многочисленные остатки железного оружия, лат, шлемов. Есть также и железные орудия труда, в том числе и сошники для плугов. Видимо хунну и были первыми настоящими хозяевами железа в Сибири. Наверно это в значительной мере способствовало их. военным успехам .
Европейские источники описывают гуннов, как кровожадных дикарей, способных только убивать и грабить, лишенных всякого понятия о культуре, искусстве, даже религии. А вот находки в Нижнеиволгинском городище дают картину высококультурного поселения. Здесь остатки развитого железо- и бронзолитейного производства, следы земледелия - детали плугов, ручные мельницы. Да и в китайских источниках отмечается: "... в северных землях стужа наступает рано, и хотя неудобно сеять просо, в земле хунну сеяли".
В середине II в. до н.э. Нижнеиволгинское городище было разрушено и сожжено.
Совершили это тоже кочевники, которых китайцы называли "сяньби". Это прямые предки монголов. В свое время они были покорены хунну и входили в состав их государства. Затем, как'это нередко бывает, изгнали своих прежних господ. И вот отсюда, из Забайкалья, начался путь изгнанников-хунну, почти через пять с половиной веков завершившийся в Галлии, на Каталуанских полях разгромом войска гуннского паря Аттилы.
После этого, в Х-XI веках, здесь и поселились монголоязыч-ные племена, в том числе племя баргут. А вытесненные ими тюрки переместились на север и запад, дав начало народам курыкан и уйгур. Монголы проникают далеко на север, в леса, вплоть до верховьев Лены. Они оставили здесь свои могильники, например Сэгенутский - на Верхней Лене. Оставили они и свои писаницы на знаменитых Шишкинских скалах, нанеся их поверх курыканских. Они изображают сцены перекочевок, перегона стад, перевозки юрт и тому подобное. Известный арабский ученый и путешественник XIII века Рашид-ад-дин, автор исторического трактата об истории походов Чингисхана - "Сокровенное сказание" - описывает племена лесных звероловов и степных скотоводов в стране Баргуджин-Тукум Вот в числе лесных он называет хари-туматов, баргутов и бурятов ("булия"), . o
"Отметилась" в окрестностях Байкала и последняя из великих степных империй - государство Чингисхана и его наследников, Памятниками этого периода в Забайкалье являются раскопанные археологами так называемые городки - Кондуйский и Хирхиринский. Первый расположен на реке Борул-Кондуй. Это крупный дворцовый комплекс, своей архитектурой и роскошной отделкой как бы повторяющий дворец кагана Угедея в первой "оседлой" столице империи Чингизидов - Каракоруме. Борул-Кондуйский дворец погиб в огне пожара еще в первой половине, XIII века. Хирхиринский "городок" расположен рядом с Борул-Кондуйским. Это было поселение городского типа, окруженное крепостной стеной да еще с цитаделью внутри. Здесь.была откопана каменная плита с уйгурской надписью, важной для понимания ранней истории Бурятии: "Когда Чингисхан после нашествия на народ Сартгул (Хорезм) возвратился и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Чучигее, то Исунке получил в удел 335 воинов хондогорских", Исунге - историческая фигура, известная из других источников, близкий родич, возможно племянник Чингисхана. В окрестностях Хирхиринского городища раскопано также несколько монгольских захоронений, явно принадлежащих высшим аристократам. Это видно по находкам в некоторых из них золотых и серебряных нагрудных пластин-пайцз с изображением сокола, волчьей головы и других. Такие пайцзы служили "служебными удостоверениями" высших чинов армии и администрации, а также близких родственников повелителя. То есть похоже, что какое то время здесь, поблизости от родовых кочевий Темучина - Чингисхана, была сердцевина его новорожденной империи. Но довольно скоро центр ее сместился во Внутреннюю Монголию, а затем и в Китай. А Забайкалье и вообще окрестности Байкала стали глухой окраиной китайско-монгольской империи Юань. И похоже, большой дружбы между так широко расселившимися "родственниками" по языку не было.
В том же "Сокровенном сказании" Рашид-ад-дина так описывается поход чингизова войска в страну Баргуджин-Тукум: "В год Зайца (1207) Чжучи (старший сын Чингисхана) был послан с войском правой руки к лесным народам. Проводником был Буха. Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худу-ха-беги со своими тумен-ойратами. Явившись, он стал проводником у Чжучи. Проводил его к своим тумен-ойратам и ввел в Шикшит. Подчинив ойратов, бурятов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов, Чжучи подступил к тумен-кыргызам. Тогда к Чжучи явились кыргызские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-Дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами, да белыми же соболями. Чжучи принял под власть монгольскую все лесные народы."
Это первое упоминание о бурятах как о врагах империи Чингисхана. Далее в "Сокровенном сказании" описывается восстание лесных племен. Тогда был захвачен в плен монгольский наместник Хорчи-нойон и предатель Худуха-беги. На усмирение лесного восстания был направлен монгольский полководец Бороул. Но успеха в горной тайге не имел и погиб сам. Следующую карательную экспедицию возглавил каким-то образом освободившийся Хорчи-нойон. "Лесовики" все же были разбиты, но толку от этого империи было мало. Партизанская война не прекращалась до полного распада империи Чингизидов.
Вот так, пока скороспелые и краткоживущие кочевые государства "в очередь" овладевали "богатым озером" и прилегающими к нему землями, здесь подспудно продолжалась потаенная, скрытая от мира жизнь местных племен, их развитие, смешение, разделение, преобразования.
В результате ко времени появления на Байкале русских первопроходцев коренное население этих мест составйяли тунгусские племена лесных охотников, так называемые, конные тунгусы и братские люди - буряты-скотоводы.
Их постепенное сплочение, начавшись в Х-XI веках, продолжалось до XVI-XVI веков. А уже к началу XVII века атаманы Поз-дей Фирсов и Василий Тюменец "отписывают" тюменскому воеводе, что "де у братских людей боле как 20 тысяч человек на конь садитца..." По сибирским меркам народ огромный.
И при этом, несмотря на все военно-политические дрязги, именно северные, лесные племена монголов сохранили в наибольшей чистоте старомонгольский язык.

 
 
Baikal Discovery
(C) 2002-2006
design by
Webstudia.ru