О Байкал ДискавериБайкало-Монгольская АзияДневник путешествийДайджестФотогалереяКонтакты
Деятельность компании
Путешествия Байкал Дискавери
Главная Главная
Туры и программы Туры и программы
Архив Архив
Оплата пластиковой картой Оплата пластиковой картой
Информация об услугах
Размещение Размещение
Особые услуги Особые услуги
Фотогалерея
Наши проекты

Baikal lake tours
Система управления турбазой

Сервисы

  Главная arrow Дайджест arrow Исторический очерк о Байкале arrow Древнейшая история  
 

Древнейшая история

 

Самые древние известные ученым поселения возникли в этом регионе 24-25 тысяч летназад в эпоху палеолита. Археологи обнаружили их у деревень Мальта и Нижняя Буреть на Ангаре приблизительно в 100 км от Иркутска. Расположены эти поселения в 7-8 км друг от друга. Здесь обитали охотники за мамонтами. Главным строительным материалом для жилищ служили кости и бивни этих гигантов. А каркас для кровли делали из искусно переплетенных раскидистых рогов северного оленя. Археологи нашли на месте этих поселений множество разнообразных каменных орудий, в том числе предназначенных для тонкой резьбы по кости.
Но самое поразительное, что ставит культуру Мальты и Бурети вровень с выдающимися памятниками человечества, и не только верхнего палеолита, но и всех времен, - это изобразительное искусство: наскальные рисунки, мелкая скульптура, резьба по кости. Во многих регионах мира сохранились памятники этой эпохи. Но даже на этом фоне искусство Мальты и Бурети - явление из ряда вон выходящее. Например, так называемые "палеолитические Венеры" - скульптурки из камня, кости, рога, изображающие обнаженных женщин, обнаруживаются в верхнем палеолите от Атлантики до Байкала, причем почти всегда это фигуры зрелых, много рожавших женщин, с подчеркнутыми признаками материнства: широкими бедрами, большой грудью и животом. Скорее всего это обрядовые принадлежности культа Великой богини-матери, продолжательницы и хранительницы жизни. Таких скульптурок во всем мире известно около 40. Но 20 из них найдены в районе Мальты и Бурети. Причем в отличие от "мировых стандартов" у "ангарских Венер" различимы и лица. Но самое интересное, что среди них есть несколько изображений одетых женщин. Это самые древние известные в мире изображения одежды. Она представляет собой глухой, плотно прилегающий к телу меховой комбинезон (мехом наружу) с капюшоном. В общем это одежда аборигенов Арктики -эскимосов, чукчей, алеутов и других. Видимо, условия жизни ангарцев тех времен были не менее суровы. Среди сокровищ Мальты и Бурети есть также необыкновенно реалистические фигурки птиц - уток. и гагар. Уникально изображение гуся, спящего стоя на одной ноге. Удивительны многочисленные овальные каменные амулеты со стилизованными изображениями змей; костяные браслеты и обручи-диадемы для пышных женских причесок. Именно в Бурети найдено самое древнее изделие из нефрита - просверленный диск. Еще одна поразительная находка мирового значения - кусок бивня, на котором вырезан мамонт. Это самое выразительное и, наверно, точное "прижизненное" изображение лохматого гиганта приледниковых равнин.
После довольно длительного периода упадка и застоя, уже в неолите, в так называемый серовский этап, жители Байкальского региона вновь строят большие постоянные поселки в десятки очагов; у них разнообразный, сложный, совершенный хозяйственный инвентарь, оружие, принадлежности для рыбной ловли, богато орнаментированная керамическая посуда. Похоже, здесь впервые в мире был создан так называемый сложный лук. Его деревянная основа усилена роговыми пластинами-накладками, что значительно увеличивает дальнобойность. В одном из "серовских" захоронений останки мужчины были как бы "обложены" с одной ст&рбньг почти во весь его рост длинными дугообразными роговыми пластинами. Это и были "силовые" накладки на давно истлевшей деревянной основе лука. В обиходе "серовиев" были многочисленные украшения-амулеты с прекрасными резными изображениями животных. Главный "персонаж" серовского искусства - лось. Многочисленные высеченные и наведенные охрой изображения сохатого украшают скалы, отдельные приметные камни в долине Ангары, Верхней Лены, по берегам самого Байкала и его мелких притоков.
Влияние байкальской культуры заметно в неолитических памятниках Енисея, Алтая, Забайкалья до Амура, Центральной Якутии. Некоторые элементы байкальской материальной культуры, например, наконечники стрел "уолбинского" типа, неотличимы от тех, что находят в неолитических раскопках Скандинавии, сопредельных стран Северной Европы, на островах Онежского озера. Случайно ли; уго совпадение?
Но после "серовского" времени жители Байкала вновь утрачивают "лидирующие позиции" в развитии сибирской и центрально-азиатской культуры. Здесь в течение почти тысячи лет, с середины III до середины II тысячелетия до н.э., развивается "глазковская" археологическая культура. Именно в ее недрах постепенно сложился так называемый тунгусский комплекс. Это ^"джентльменский набор" предметов и приспособлений, который делает возможным благополучное существование бродячих пеших охотников в условиях горной тайги и сибирской зимы. В этот "комплекс" входят: шитая берестяная лодка; берестяная и деревянная посуда; такие же переносные колыбели; приспособление для переноски тяжестей на спине - вроде старинной строительной "козы"; сложный лук; короткое прочное копье с массивным длинным острием; трехсоставная распашная одежда, позволяющая просушиться у костра, не раздеваясь догола, и некоторые другие предметы обихода.
Именно так снаряженными и вооруженными застали тунгусов-эвенков русские первопроходцы, добравшиеся до Прибайкалья и Средней Сибири к середине XVII века. То есть этот комплекс просуществовал не менее 3 тысяч лет! Поразительный консерватизм! Но можно сказать иначе - устойчивость и совершенство. Ведь снаряженные таким образом тунгусские племена, предки современных эвенков и эвенов, прошли и освоили безлюдные горно-таежные земли от Байкала на север до гор Путорана и Анабара, на восток - до Колымского массива и Охотского побережья.

 
 
Baikal Discovery
(C) 2002-2006