Турфирмы, оформление виз, туры, посольства, билеты

О Байкал ДискавериБайкало-Монгольская АзияДневник путешествийДайджестФотогалереяКонтакты
Деятельность компании
Путешествия Байкал Дискавери
Главная Главная
Туры и программы Туры и программы
Архив Архив
Оплата пластиковой картой Оплата пластиковой картой
Информация об услугах
Размещение Размещение
Особые услуги Особые услуги
Фотогалерея
Online консультанты
Головченко Александра
Сервисы
Rambler's Top100

Rambler's Top100

  Главная arrow Архив arrow 17.04.06  
 

 

КАРАВАН КОЧЕВОГО ИСКУССТВА – 2006

Уникальный проект юбилейного года

 

«Караван кочевого искусства – 2006» проходит  в исторический для Байкало-Монгольской Азии период - год празднования 800-летия  создания Монгольского государства. Кроме создания эксклюзивного по содержанию и логистике турпродукта, проект пропагандирует мировоззрение кочевой цивилизации, ценность которого  в преддверии глобальных изменений становится очевидной.

 

Заслуга в объединении кочевников принадлежит Чингисхану. Именно он объединил Монголию и расширил её пределы, создав крупнейшую империю в истории человечества, а его сборник законов "Ясы" долгое время оставался правовой основой кочевых народов Азии. Сам же образ жизни и мировоззрение кочевников базировались на гармоничных отношениях  с природой, или  по крайней мере, щадящих.
 Правильное использование природных богатств было одной из древних традиций и норм монголов. Еще в XII веке закон «Их Засаг» указывал на связь монголов с землей и кочевым скотоводством и был нацелен ввести, пользуясь современной терминологией, экологическое мышление. Этот закон создал прочный фундамент для правильного развития классической кочевой цивилизации. Монголия стала  одним из первых государств в мире, издавшим законодательство, поддерживавшее гармонию природы и человека.  Во многом благодаря этому природа Монголии сохранилась в своем первозданном виде, и стала знаменитой как одно из заповедных мест на земном шаре.

 

Программа маршрута предоставляет неповторимый шанс познакомиться с исконным укладом жизни кочевников Монголии изнутри. Маршрут начнется с Байкала, который по преданиям является родиной предков Чингисхана. Мы будем следовать вместе с кочевниками в составе  караванов верблюдов, яков, лошадей с сарлыками, овцами, козами и со всем  скарбом и  юртами по живописнейшим горным, степным и пустынным местностям до Великого озера Хубсугул.    Мы увидим, как  почти в первозданном виде сохранилось  мировоззрение монголов,   как,   обновляясь и обогащаясь, дошли до наших дней  в виде особых, неповторимых традиций национальная культура и быт «щадящей и сохраняющей природу»  кочевой цивилизации. 
Маршрут предназначен для истинных любителей открытий и пытливых путешественников.  Насыщенная программа составлена таким образом, что каждый из 30 дней пути нас ждут новые достопримечательности и мероприятия. Маршрут разбит на три части. Возможно прохождение любой из частей отдельно.

 

 

«...Техногенные образ мышления и образ действий современного человека, ощутимые потери обществом духовных ориентиров и этических ценностей поставили человечество на грань глобальной катастрофы. Потому столь актуальным становится обращение к тысячелетнему опыту предыдущих поколений... Изучение источников на старомонгольской письменности, а также устных легенд и преданий монголоязычных народов, отражающих мировоззрение наших далеких предков, привели меня к следующей мысли: в этих материалах иногда в зашифрованном виде, иногда прямым текстом дается информация о громадном потенциале Байкальского региона как мировой модели устойчивого развития и экологического равновесия. Указаны пути превращения потенциального в действительное. Это путь разума, высокой духовности, понимание того, что мы все являемся частицей Космоса.  Поэтому понятие Их-Хориг (Великий запрет) интерпретируется мной не просто как историко-географический объект, но как философское понятие, как этико-экологические заповеди наших предков...»

 (Чингис Гомбоин, «Их—Хориг– Заповедная зона предков»)

ПРОГРАММА  МАРШРУТА

День 1
17 июня, суббота
Прибытие  в Иркутск. Торжественная встреча в аэропорту. Трансфер в гостиницу «Европа» . Размещение. Отдых. После обеда – обзорная экскурсия по Иркутску с посещением основных достопримечательностей. В честь участников Каравана –  вечер русского романса в бывшем особняке князя Трубецкого (ныне - дом-музей Декабристов).

 

День 2
18 июня, воскресенье 
После завтрака отъезд из гостиницы на Байкал  в Листвянку с остановкой  у Шаман-камня в истоке реки Ангара.  Посещение Байкальского Экологического музея и нерпинариума. Посадка на  теплоход для водного трансфера  через Байкал в Клюевку с обедом на борту. По прибытии на восточный берег – дальнейший трансфер на автобусах в Улан-Удэ с остановками у мест, свято почитаемых бурятами, а также связанных с именем Чингисхана.
Прибытие в деревню староверов или «семейских». Встреча на Омулевой горе с песнями. (фольклорная группа Галины Чебуниной, чье искусство было внесено в Наследие ЮНЕСКО как живое сокровище). Ужин по-староверcки c домашними соленостями, копченостями, щецами и бульбочкой из чугунков , самохоночкой прекрасного перегона, брусничками и прочими вкусностями.
После удачного ужина - в Улан-Удэ - в гостиницу.  Размещение.  Ночевка.

 

Почему  начинаем с Байкала?
"Сокровенное сказание монголов" гласит:  «Предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Высшего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис [внутреннее море, т.е. Байкал]». 
В изображении Байкала кочевники видели голубой узкий глаз, не случайно родовое племя Тэмуджина (так звали Чингисхана в юности) носило имя бортжигинов, т.е. людей с берегов голубого ока Земли. Кроме того, они считали озеро гигантской стоящей рекой, которая отличалась от моря тем, что имела хорошо просматриваемый противоположный берег, но не имела явного течения. Когда предки Тэмуджина, скрывавшиеся от преследования более 300 лет в северной и восточной части Байкала, в 9 веке вернулись на исконную родину, к истокам рек Онон и Керулен, они назвали себя именем мон-гол, т.е. люди с берегов нескончаемой реки...

День 3
19 июня, понедельник
После раннего завтрака – отъезд в Кяхту  до российско-монгольской границы с осмотром достопримечательностей по пути.
Первая остановка – в устье р. Оронгой, где   Чингисхан  увековечил Прибайкальские  места как свою прародину. Далее до Кяхты мы проследуем маршрутом Великого Чайного пути, по которому  шли чайные караваны, сделавшие саму Кяхту процветающим торговым центром, имеющим большое значение не только для Российской империи, но и всей Европы,   коим он и являлся до открытия Суэцкого канала.  В 1830-х гг. через Малый Хамар-Дабан в Иркутск шли караваны известного кяхтинского купца Н. Игумнова, в свое время дорога называлась «игумновским трактом».
Пересечение  российско-монгольской границы на участке МКПП «Кяхта – Алтан-Булаг».
Встреча с монгольскими сопровождающими и представителями культуры и искусства.
Трансфер на автотранспорте в  юрт-кемпинге Дугана-Хад (320 км) с обедом по пути в «Первой монгольской гуанзе» (харчевне). По прибытии – размещение в войлочных монгольских юртах. Первое знакомство  с бытом кочевой семьи. За ужином – дискуссия-введение в культуру  монголов, уклад их жизни. Ночевка в Дугане Хад.

 

Галдан Ленхобоев пишет: «…из секретной истории Чингисхана, из бурятских исторических слов и из записей Чингисхана на скалах следует, что Чингисхан в 1212 году или на 50 году своей жизни решил уяснить своих предков, происходивших из Бурдун Шино, которые господствовали над беданцами. Чингисхан приехал с уйгурским ученым и одним богатырем, всего двенадцать человек, по левой стороне реки Селенги. В устье реки Оронгой на ее левой стороне, на скале горы Баржагар они на уйгурском алфавите красной краской написали «Ихэ эзэнэй эхэ орон» и еще несколько слов. Если перевести на русский язык: родина-мать великого хана».
             В рукописи Галдана Ленхобоева есть еще одно интересное сообщение: «На вершине Хамар-Дабана находится знаменитое место - Обо Чингисхана. И существует версия, что Обо сложено по приказу Великого императора в честь его предков Бурдун Шино». В секретных преданиях бурят-монголов, как пишет Галдан Ленхобоев: «Великий хан объявил эти места – Хамар-Дабан, Селенгу, Байкал – Ариг Ус – местами Их-Хориг, Великого Запрета. Отныне в Их-Хориг запрещалось землепашество, строительство городов, даже облавная охота. Здесь хоронили великих ханов».

День 4
20 июня, вторник
После завтрака – отъезд в Улан Батор (110 км асфальтированой дороги).  После обеда - обзорная экскурсия по городу с посещением   монастыря Гандан, основанного в 1809 г. и получившего название "Желтого храма", главной святыней которого является 26-ти метровая позолоченная статуя Мэгджида Джанрайсэга – бодхисаттвы милосердия Авалокитешвара, которая была посвящена VIII Богдо-Хану. При Гандантекчинлинге с 1970 г. действует Буддийская духовная академия, в её библиотеке насчитывается свыше 50 тыс. книг и рукописей. Сейчас это главный центр буддизма Монголии, куда регулярно ходят верующие.

Вечером перед приемом –  лекция-введение на тему истории Монголии: «Образование зачатков Великой Монгольской Империи в одной из долин горного массива Богдо Хан».
Во время приема -  впечатляющее шоу монгольского фольклора. Ночевка в гостинице.

 


День 5
21 июня, среда
Посещение великого праздника «Белых Государственных Штандартов» на площади Сухе-Батора.  Затем - представление «Шоу монгольских национальных костюмов». Ужин и ночевка в гостинице.

 

День 6
22 июня, четверг
Выезд из Улан-Батора в Бурд (аймак Оворхангай) – 280 км  к западу  от Улан-Батора.
Обед в пути. Ужин по-кочевничьи. Встреча с местной семьей. Подготовку к первому караванному маршруту. Ночевка в палаточном лагере.

 

День, 7
23 июня, пятница
Выход в составе реального  кочевого каравана с поклажей: вместе с семьей  скотоводов  мы совершим дневную перекочевку  к новому пастбищу.
В составе каравана – табун лошадей, стада овец, коров и коз. В пути передвигаясь, как через песчаные дюны, так и по степи, участники узнают как собираются и разбираются монгольские юрты, познакомятся «на кочевом ходу» с базовыми составляющими монгольского кочевничьего быта и уклада жизни. Ночевка в юрточном лагере в Бурд.

 

 

ЧАСТЬ 2

 

День 8
24 июня, суббота
Возвращение в Улан-Батор. Посещение  Выставки искусств «Монгольский образ жизни». Вечером – совместный фуршет с  участниками выставки. Ночевка в гостинице.

Примечание:  В этот день начинается 2-я часть караванного маршрута. В этот  день в Улан-Баторе к последующей части маршрута могут присоединиться те, кто не смог  участвовать в предыдущей. Те же, кто решил участвовать только в первой части маршрута, улетают из Улан-Батора на следующий день, т.е. 25 июня.

 

 

День 9
25 июня, воскресенье
После завтрака – посещение фестиваля театральных представлений «Великий Хуралдай», впервые проведенного 800 лет назад в 1206 году. Ночевка в гостинице.

 

День 10
26 июня, понедельник
После завтрака – выезд в Мунгунморьт (180 км от Улан-Батора, около 5 часов пути с остановками).  Остановка в пути у Баяндавы, известной своим священным "обо" (здесь сохранился тотем ламаистов), где путешественники обычно оставляют монетки или завязывают ленточки во исполнение желаний; затем Эрдене (50 км); Баганур (бывшая военная база СССР, 120 км от Улан-Батора); Мунгунморьт (35 км от базового лагеря).
Примечание: менее 1/4 части пути - дорога с асфальтовым покрытием, остальная часть - сельская дорога через степь; отрезок пути от Мунгунморьта - лесное нагорье.

По прибытии - размещение на базе в юртах. Лекция «Лошадь в монгольской жизни и культуре». Рыбалка в Керулене. Подбор лошадей, тренировка. Ужин. Лекция по предстоящему переходу через Хентей, а также исторические справки по священным местам, связанным с именем Чингисхана.

 

 

"Сокровенное сказание" и "Золотая летопись" сообщают, что на пути следования каравана с телом Чингисхана к месту погребения умерщвлялось все живое: люди, животные, птицы. В летописях записано: "Они убивали каждое живое существо, которое видели, чтобы весть о его смерти не разнеслась по окрестным местам. В четырех его главных ордах совершили оплакивание и его похоронили в местности, которую он перед тем однажды соизволил назначить в качестве великого заповедника". После смерти Чингисхана траур продолжался два года.
По преданию Чингисхан был похоронен в глубокой гробнице, сидящим на золотом троне, на родовом кладбище "Их Хориг" у горы Бурхан Халдун, в истоках реки Ургун. Он восседал на золотом троне Мухаммеда, привезенном им из захваченного Самарканда. Чтобы могила в последующие времена не была найдена и осквернена, после захоронения Великого хана по степи прогнали несколько раз многотысячный табун лошадей, уничтоживший все следы могилы. По другой версии гробница была устроена в русле реки, для чего река была на время перекрыта, и вода направлена по другому руслу. После захоронения дамбу разрушили, и вода вернулась в естественное русло, навеки скрыв место захоронения. Всех, кто участвовал в захоронении и мог запомнить это место, впоследствии умертвили, тех, кто исполнял этот приказ, впоследствии умертвили тоже.


День 11
27 – 28 июня, вторник, среда
Маршрутом «Последнего каравана Чингисхана»  или по пути единения монголов и власти.

В составе каравана  вместе с разобранными юртами, которые нам придется уже собирать самим под руководством монголов,  мы проследуем  по следам  «Последней кочевки  Чингисхана». В общей сложности за два дня будет пройдено на автомобилях и  лошадях почти 300 км  к подножью священной горы Бурхан Халдун и, далее, через озеро Хох Нуур к местечку Делгерхаан. 
   
Места в долине реки Керулен и Хентейского нагорья в районе священной горы Бурхан Халдуна (2100 м над уровнем моря) знамениты не только своей девственной природой, но и древними памятниками, начиная от городищ  гуннов до еще не разрытых захоронений Великих Ханов из рода Чингиза. Сами места считаются его колыбелью, где он вырос, где прятался от враждебных ему меркитов и где, возможно, он  и был захоронен.

Гора Бурхан Халдун, вершина которой сложена из каменных валунов, свято почитается монголами, являясь одной из трех священных гор. Раз в 3 года президент Монголии приезжает сюда,
дабы поклониться святым местам. 

Само восхождение на Бурхан Халдун будет совершено на лошадях в строгом соответствии с древними монгольскими обычаями (женщины не имеют права подниматься на вершину).

Озеро Хох Нур расположено в горно-лесистой местности на высоте
1500 метров над уровнем моря. Здесь мы увидим мраморный
обелиск, увековечивающий великое событие, происшедшее здесь в
1206 году, когда  на большом Курылтае Тимучин был провозглашен
Великим ханом всех монголов и стал Чингисханом. Здесь состоится
особый ритуал поклонения духам местности, кочевого образа
жизни, и, конечно, создателю Великой Империи Монголов, в честь
которого будет произведен отдельный ритуал «серебряных
рожков».

День 12
29 июня, четверг
Сегодня мы находимся в сомоне  Делгерхаан, чьи места тесно связаны с «Сокровенным сказанием монголов», где как раз и было закончено написание этого уникального документа. В празднование 750-летия создания священного для монголов  «Сказания» в 1991 году здесь был воздвигнут монумент.  Кроме этого, именно здесь в 2001 году нашли останки Великого Ордо – дворца Чингисхана, что могло стать ключом  к местонахождению гробницы великого завоевателя.

 

 

В Делгерхане, Монголия обнаружены развалины мавзолея Чингисхана
Японские и монгольские ученые обнаружили в районе Аврага центральной Монголии развалины мавзолея Чингисхана (1162-1227), соответствующие всем описаниям в древних китайских хрониках.  Как пишет газета "Асахи", находка может дать исследователям ключ к местонахождению гробницы великого завоевателя. Группа археологов из университетов Кокугакуин и Ниигата сообщила, что обнаруженные ими развалины мавзолея датируются периодом 13-15 веков. Как сообщил доцент университета Ниигата Нориюки Сираиси, учитывая среднее расстояние между мавзолеями и гробницами того времени, можно заключить, что место захоронения Чингисхана располагается в радиусе около 12 километров от обнаруженных развалин.  Археологи приступили к раскопкам в 2001 году в районе Аврага у деревни Делгерхаан провинции Хентий, считающейся местом, где располагался Великий Ордо - дворец Чингисхана, и вскоре обнаружили фундаментное основание со стороной в 25 метров. В нем сохранились отверстия для столбов и стен, толщина которых достигала 40 сантиметров.


 

 

После посещения исторических мест мы отправимся на авто в Среднегобийский аймак     к месту  гранитных скальных формаций, расположенных посреди пыльной степи в местечке  Багазарын-Чулуу. Здесь мы увидим наскальные рисунки, например, удивительного оленя, выбитого на скале, где зверь показан в натуральную величину (длиной 160 см) рядом с фигурой, напоминающей палеолитический знак  и фигурой оленя, часто интерпретируемой как изображение тамги, напоминающее  схематичную фигуру мужчины с широко расставленными ногами и высоко поднятыми руками, согнутыми в локтях. Над головой он держит сложное сооружение квадратной формы. Загар этого рисунка очень  бледный, что свидетельствует о позднем его возрасте.

Также мы проедем к  руинам мертвого города-монастыря Ульгий Хийд (N 43 36,2 и E 108 12,5), не нанесеных на карту достопримечательностей Монголии,  находящихся  в степи на 90 км восточнее сума Манлай.    Местоположение древнего города-монастыря, самого большого в южной Гоби, в котором в 1650 г. проживало до 2000 лам, указывает на вершине горы знаменитое "Обо чистого сердца".

Ночевка у скальника в палатках.

День 13
30 июня, пятница

Сегодня от Бага-Газарын-Чулуу  авто караваном мы отправимся  в Южногобийский аймак, преодолев 300 км через Онгийнскую степь (80 км), где в радиусе 30-40 км не встретишь ни одного человека, далее  степной пейзаж сменится  саксауловыми рощами, и уже ближе к вечеру мы достигнем Баянцага – так называемых «Пылающих Скал», где в 20-х года XX столетия был найден первый скелет динозавра. После остановки у Баянцага  мы проследуем еще 65 км к нашему лагерю.  Ужин и ночевка в юрточном лагере. За ужином – загадочные истории  Южного Гоби.

 

День 14
1 июля, суббота
После завтрака мы проедем в Йолын Ам (Долину Орлов) - чудо монгольской природы -  возвышенность с уникальным животным и растительным миром, где даже в середине лета в ущельях находят лёд почти метровой толщины.  Хотя в июне и в июле солнце в этих местах нещадно печет, в самом ущелье прохладно. Мы пройдем это ущелье   с севера на юг. И далее направимся к семье скотоводов, разводящих верблюдов. По прибытии в их стойбище и знакомства с семьей нас ожидает ужин. Перед ночевкой (в палатках) нам расскажут как  управлять верблюдами.

 

День 15. Караван с верблюдами
2 июля, воскресенье
Весь день мы проведем в караванном пути на  верблюжьих горбах, двигаясь через широкие степи к   песчаным дюнам   Уучимын (30 км),  расположенным  в центре знаменитых дюн Хонгорын Элц, которые протянулись  на расстояние  180 км  (шириной до 40 км и высотой до 250 м).  Посещение по пути  местного источника Серуун Булаг, расположенного в созданном им,  впечатляющем оазисе  в долине  р. Хонгор. Уже вечером, сменив верблюдов на автотранспорт,  мы также сможем поднятся на вершину Хонгорын, откуда открывается панорамный вид. Ночевка в юрточном лагере.

 

День 16
3 июля, понедельник
Весь день проведем в пути, двигаясь по направлению к Сайхан Овоо (300 км). Вечером,  прибыв к месту  ночевки в юрточном  комплексе, мы посетим руины ламаисткого храма Онги. За ужином – очередной рассказ о предстоящем пути и его достопримечательностях.

 

День 17
4 июля, вторник
После завтрака – выезд из Сайхан Овоо в Хархорин (320 км), в бывшую ставку Чингисхана, основанную по его приказу в 1220 г. Прибытие в юрточный комплекс на берегу р. Орхон.

 

День 18
5 июля, среда
Осмотр места, на котором в XIII веке размещалась столица огромной империи монголов, каменных черепах, отмечавших её прежние границы...  Переезд в Эрдене Зуу Хийд, первый центр ламаистского течения буддизма в стране, строительство которого началось в XVI веке при Абтай хане и продолжалось не менее 300 лет. На пике своего расцвета здесь было более 100 храмов и 1000 лам...
Примечание: В этот день те, кто запланировал участие только в 3-й части Каравана, заезжают в Улан-Батор, а те, кто планирует закончить свое участие в Караване после 2-й части – выезжают в Улан-Батор на следующий день, где ночуют и 7 июля вылетают домой.

 

 

ЧАСТЬ 3. КАРАВАН С ЯКАМИ

 

День 19
6 июля, четверг 
Из Хархорина  двигаемся через горячие источники   Ценхера (80 км) и Цецерлег с посещением достопримечательностей. Ночуем в  местечке, где кочевниками  будут  готовиться    яки для последующего заключительного каравана .

 

День 20
7 июля, пятница
Стартуем  в караване с яками по пути  в Хорго. Весь день – в караване по пути к оз. Терхийн Цагаан. Вечером – приход в Хорго. Ночевка.

 

День 21
8 июля, суббота
Продолжение каравана с отдыхом.

 

День, 22
9 июля, воскресенье
Отъезд на  автотранспорте в Мурен через Жаргалант, посещение по пути интересных памятников и стелл рядом с Галтом и др.  Ночевка в живописном месте в палатках.

 

День 23
10 июля, понедельник
Прибытие в Мурен. Программа в Мурене.

 

День 24
11 июля, вторник
Весь день – праздник Надам, прием губернатора и др. мероприятия.

 

День 25
12 июля, среда
Отъезд  на оз. Хубсугул,  в Хатгал.  Вечером – Камлание Шаманов в честь Каравана. 

 

День 26
13 июля, четверг
Мини-праздник монгольского кочевника-арата. Блюда монгольской кухни - хорхог, согоч....

 

День 27
14 июля, пятница
Выход на Сухе-Баторе  по озеру в Ханх. Остановка у  о-ва Далайн Модон для  символического открытия  «Полюса Каравана-2006».  Вечером – прибытие в Ханх. Размещение в юрт-комплексе «Серебрянный берег».

 

День 28
15 июля, суббота
Первый бьеннале на Хубсугуле  с «великим» курылтаем  у  13-ти  священных «обо». Гала-ужин.

 

День 29
16 июля, воскресенье
Выезд  в Россию через КПП. Прохождение границы. Далее – по Тунке  легендарными местами  Гэссера в Иркутск. Прощальный Гала-ужин на Байкальской земле с вручением сертификатов «Кочевник столетия» участникам Каравана.

 

День 30
17 июля, понедельник
Разъезд участников. 

 
 
Baikal Discovery
(C) 2002-2006
design by
Webstudia.ru