ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В этом месте спрессовано более трех столетий сибирской жизни и истории. Мы пройдем по ним, по основным, глав- ным вехам – для подробного изложе- ния не хватило бы и нескольких томов. А начнем с имени. С имени начинается все – и страна, и край, и человек. В имени, непридуманном, естественном – сущест- во, сердцевина, суть вещей. Итак – Тальцы. Названия Талая, Таловка, Тальники, Тальцы рассыпаны по всему Прибайкалью, а оно, как извес- тно, больше Франции. Причина такой широкой однотипности, одного корня, как говорят специалисты, чисто при- родная, географическая. Речка, которая и суровой сибирской зимой не замерза- ла, называлась Талая. Ну, а селения на ее берегу – Таловка, Тальцы и т.д. Правда, у специалистов есть еще одно толкование. А именно – что название связано с ивня- ком (по местному – талом), который рос по берегам реки или вообще в этой мес- тности. Впрочем, как видим, толкования эти близки, не противоречат, а, напро- тив, поддерживают друг друга как род- ные братья. В нашем случае Тальцами, Тальцин- кой назывался небольшой правый приток Ангары – в сорока верстах от Иркутс- ка, на пути к Байкалу. Эта неширокая, но сильная горная речка действительно не замерзала, да и сейчас, говорят, не замер- зает, хотя леса в ее верховьях повырубле- ны, что, конечно, не пошло ей на пользу и уменьшило силу. Но, к счастью, стреми- тельная Тальцинка по-прежнему бежит к Ангаре. А теперь от имени перейдем к собс- твенно истории. "В УВАЖЕНИЕ ПОЛЬЗЫ ЕЕ ДЛЯ СТРАНЫ..." Шла вторая половина XVIII века; у истока Ангары уже стояло Никольское селение с часовней, посвященной свято- му Николаю-чудотворцу, вслед выход- цы из Никольского основали Листвянку, нынешнюю туристическую байкальскую Мекку, куда по европейскому тракту летят иномарки с гостями со всего света; а тогда и дороги-то никакой не было, тянулись по воде, вдоль ангарского бере- га. Ибо «вокруг Иркутска даже в 10– 15 верстах, как пишет в воспоминаниях Авдеева-Полевая, «были дремучие леса», где гулеванили шайки разбойников; их еле-еле извел решительный губернатор Трескин. В этих-то дремучих лесах у Таль- цинки отчаянный натуралист и естес- твоиспытатель, швед и русский акаде- мик Эрик Лаксман и задумал постро- ить стекольный завод – невиданное в тех краях предприятие и тяжелейшее. Вооб- ще-то Лаксман (имя его у нас преобразо- вали в близкое по звучанию русское имя Кирилл и стал он называться его высо- коблагородие Кирилл Густавович) был тихим, скромным человеком, но страсть его к научным познаниям и широта интересов, кажется, не знали пределов. И когда собственные рабочие-каторжа- не ограбили академика, то его, по собс- твенным словам, «больше всего огорчи- ла» не пропажа имущества и денег (на весьма немалую по тем временам сумму, на которую можно было и год прожить), а то, что «пропали более 150 видов различ- ных семян, которые я собрал для Импе- раторской Академии…» Таков был профессор Кирилл Густа- вович Лаксман. Католический священ- ник, пастор по образованию и начальной, так сказать, профессии (в первые годы в Сибири служил пастором в Барнауле), он нашел себя в науке. Интересы его были многообразны – химия, ботаника, мине- ралогия, горное дело. В доме его – нема- лая и постоянно пополняемая коллекция минералов, при доме – сад и оранжерея, где росли тогда невиданные в Иркутс- ке картофель, вишня, яблони и даже пер- сиковое дерево. Стремясь в своих иска- ниях и опытах познать все больше и больше, Лаксман, как многие тогдашние естествоиспытатели, часто путешество- вал и в этих своих путешествиях доби- рался до границ Монголии и Китая, что в те поры было совсем непросто. И это все – при важных и хлопотных служебных и семейных заботах – в доме было семе- ро детей… Тут надо сказать хотя бы немного о компаньоне Лаксмана по «стекольно- му делу», человеке тоже неординарном, почти легендарном, Александре Андре- евиче Баранове. Каргопольский купец, соратник великого Шелихова, первый главный правитель русских поселений в Америке, Баранов, необычайно деятель- ный, отважный и дальновидный, «столь- ко же твердый и отважный, как Шели- хов» (Авдеева-Полевая), был беззаветно предан делу и стране, которым служил, как тогда говорили, «не жалея живота (т. е. жизни) своего». Имя его, между про- чим, осталось на географических картах – в честь Александра Андреевича назван весьма немалый (более четырех тысяч квадратных километров) остров у бере- гов Аляски. Кстати, на этих берегах аме- риканцы нынче нашли старинное стек- ло – остатки изделий, и предположи- ли, что оно могло быть из Тальцов. Они побывали на раскопках, что сейчас ведут- ся на территории бывшего Тальцинского завода, взяли наши «черепки» и теперь ждут сравнительного анализа. На Аляс- ку тальцинское стекло могло попасть как раз через Баранова. Мир тесен! Но продолжим. Почему и купец, и ученый выбра- ли для своего завода Тальцы, место в те поры (напомним – конец ХVIII века) «дремучее»? Там было начальное для производства стекла сырье – кварце- вый песок. Вскоре, однако, оказалось, что запасы его невелики, и пришлось и это сырье, и необходимые к нему добав- ки возить за сотни верст, издалека – из Анги, Баргузина и Селенгинска (на дру- гом берегу Байкала). Но трудности были не только в этом. Приписанные к заво- ду ссыльнокаторжные рабочие и дела не знали (откуда?), и знать не хотели. Кон- тингент, как нынче бы сказали, был еще тот. «Во-первых, не знают никакой плот- ницкой (т. е. строительной – Ред.) рабо- ты… – писал Лаксман. – Во-вторых, они совершают безбожные злодеяния, так что мне приходится опасаться за свою жизнь…» Тем не менее учрежденная в 1784 году Тальцинская стекольная фабрика при поддержке властей («в уважение пользы ее для страны», – губернатор И.Якоби) и под управлением Лаксмана действовала и даже расширялась. Она выпускала из разноцветного стекла (в том числе белого и черного) «английские бутылки, штофы, кружки, стаканы, аптекарскую посуду». Многоцветное тальцинское стекло шло и на изготовление витражей. Важно и то, что Лаксман сумел сберечь окрестные леса, и не только окрестные. В Тальцах, задолго до Европы, он впервые приме- нил вместо поташа (его получали, сжигая лес) глауберову соль. «Всех фабрикантов, которые в России делают стекло из пота- ша, я считаю только врагами природы, – писал Лаксман, – ибо они истребляют наши леса…» Ни дикие условия, в которых прихо- дилось работать, ни тяжкое фабричное бремя не лишили этого особенного чело- века оптимизма. «В этой мрачной пусты- не, – писал он, – я между многими бес- покойными часами провел также и при- ятнейшие и научился познавать цену одинокой жизни. Здесь завод мой почти одиннадцать лет находился в беспрерыв- ной деятельности. Он единственный в Иркутской, Якутской и Охотской облас- тях, которые отсюда получают изящные стеклянные изделия». Но в 1796 году, по пути в Москву, Лак- сман умирает. Вдова его, Екатерина Ива- новна, не в силах была поддерживать сложное и громоздкое заводское хозяйс- тво, и пришедший в упадок Тальцинс- кий стекольный завод, «по несостоятель- ности г-жи Лаксмановой», был продан иркутскому купцу Якову Солдатову. Энергичный Солдатов не только при- вел в порядок завод, но и устроил рядом с ним фаянсовую фабрику, фарфоровое и суконное производство, а затем и лесо- пильню. При этом «неутомимый завод- чик Солдатов», радея о производстве, теснил рабочих (при заводах образовал- ся немалый поселок, существующий и поныне), которые не раз на него жалова- лись. Тем не менее солдатовские заведе- ния все основательнее становились на ноги, пока он не состарился. Наследники, не столь умелые и неутомимые (не слу- чайно своенравный купец никак не хотел им оставлять дело), передали его акцио- нерному обществу, нескольким иркутс- ким промышленникам. И так пошло оно из рук в руки, то укрепляясь, то раскреп- ляясь, потому как новых Лаксманов и Солдатовых не находилось… Завершилась история стекольно- го завода, однако, не скоро и неестест- венным образом. Работал Тальцинский завод вплоть до середины ХХ века, пока в 1951 году не пришло предписание свер- нуться: предстояло – из-за строительс- тва плотины Иркутской ГЭС – первое на Ангаре затопление. Теперь, когда после весеннего паводка, несколько спадает вода, на месте, где когда-то стоял Таль- цинский стекольный завод, ведут раскоп- ки. И находят остатки старинных стек- лянных изделий, некогда здесь произве- денных. А целые изделия можно увидеть почти рядом – в архитектурно-этногра- фическом музее, который носит такое же название – «Тальцы». | Если первое затопление прекратило жизнь Тальцинского завода, то последу- ющие затопления на Ангаре (и ее прито- ке – Илиме) дали жизнь Тальцинскому музею, особенному, необычному, тогда всего третьему (после знаменитых Кижей и Соловков) в стране; он, можно сказать, вобрал в себя всю историю Прибайкалья, а некоторые его экспонаты были старше старинного тальцинского завода на доб- рую сотню лет… Про это – вторая часть нашего рас- сказа о чудесном месте под названием Тальцы.
ВОЗРОЖДЕННАЯ АТЛАНТИДА «Атлантида – по древнегреческо- му преданию некогда существовавший огромный остров в Атлантическом океа- не, плодородный, густонаселенный, из-за землетрясения опустившийся на дно…» Энциклопедический словарь Легендарную Атлантиду пока никто не видел, хотя время от времени при- ходят сенсационные сообщения, что ее нашли. Атлантиду же, тоже некогда «пло- дородную, густонаселенную»», подня- тую почти буквально со дна на высо- кий ангарский берег у 47 км прекрасно- го европейского шоссе, можно не только видеть, но и пройтись по ее улицам, заглянуть в старинные усадьбы, церкви, школу, трактир и мастерские, постоять у сторожевой башни, когда-то охраняв- шей средневековый острог, укрепленное русское поселение; а за русским поселе- нием здесь же – бурятское, эвенкийское, тофаларское, местных, коренных наро- дов Сибири. Все, как в стародавние вре- мена, раскинулось широко и привольно – 40 историко-архитектурных памятни- ков, 8000 экспонатов на территории в 67 гектаров (начальный иркутский острог занимал площадь в тридцатую гектара). И все – подлинное или повторенное по подлинникам. Не случайно к этому под- линному стекаются со всего света, гости отечественные и зарубежные, – более 150 тысяч каждый год… Однако обо всем по порядку. Движение по созданию необычно- го – под открытым небом – музея свя- зано было со строительством ГЭС на Ангаре (Братск, Усть-Илимск, Богуча- ны) и затоплением берегов Ангары и Илима. На этих берегах стояли трехсо- тлетние (старше губернского Иркутска) деревни – заселение Прибайкалья шло с севера, по единственным тогда реч- ным путям. Деревни уходили под воду, и надо было хоть что-то спасти, чтобы не прервалась связь времен, чтобы не сги- нули окончательно живые свидетельс- тва сибирской истории, чтобы потомки могли увидеть, как жили те, кто неког- да великими трудами согрел и преоб- разил эту землю. Недаром известный историк В. Шерстобоев, автор знаме- нитого двухтомного труда «Илимская пашня», писал: «Истинными завоевате- лями Сибири были не казаки и воеводы, а пашенные крестьяне. Именно они быс- тро и навсегда решили вопрос – быть ли Сибири китайской, японской, английской или русской…» Итак, 9 января 1966 года Иркутс- кий облисполком принял решение о создании музея (первоначальное назва- ние – «музей деревянного зодчества»). Надо было торопиться – вскоре пред- стояло очередное затопление (на Анга- ре и Илиме), и следовало спасти хотя бы древнейшие и ценнейшие памятники – Спасскую проезжую башню (год рожде- ния – 1667-й) и Казанскую привратную часовню (год 1669-й) Илимского острога. Казанская часовня была единственным сохранившимся в Сибири православ- ным культовым зданием ХVII века, Спас- ская же башня – уникальным образцом оборонного зодчества того же ХVII века. Они и были вывезены из зоны затопле- ния в 1969 году. А место для музея в 1967 году выбра- ла выдающийся московский архитек- тор-реставратор Галина Геннадьевна Оранская, вообще много сделавшая для сохранения и возрождения историчес- ких памятников Иркутска и губернии. Она осмотрела ряд участков по право- му берегу Ангары и остановилась на уро- чище Тальцы. Остановилась не случай- но – именно такие места – у леса, у воды, на высоком берегу, откуда открывал- ся широкий вид на вольный речной про- стор, – и выбирали для жизни первые русские поселенцы в Сибири. От выбора места до открытия музея путь оказался и далек, и долог; первых посетителей приняли в июле 1980 года. Показывали лишь так называемую дерев- ню-малодворку, три усадьбы. Сошлись они не просто так – представляли разное время: усадьба крестьянина Непомилуе- ва относилась к концу ХVIII века, Серы- шева – к середине ХIХ, Прокопьева – к концу ХIХ века; вывезли их из деревень Братского и Нижнеилимского районов. Вслед за деревней-малодворкой в музее под открытым небом отрестав- рировали Спасскую башню, Казанскую часовню, церковно-приходскую школу (вывезли из села Кеуль Усть-Илимского района), сенокосную заимку, на искусст- венном ручье поставили каскад водяных мельниц, из северных деревень перевез- ли усадьбу-одноколок, усадьбу «Сотая» (конец ХVIII века), усадьбу Московского (рубеж ХVIII–ХIХ веков), усадьбу Зару- бина (первая половина ХХ века)…Как бы завершая жизненный цикл, в сторо- не от этих построек деревенское кладби- ще. У него своя история. «Созданию экс- позиции, – пишет директор музея Влади- мир Тихонов, – способствовали особые обстоятельства. Музей основан на терри- тории бывшего рабочего поселка Тальцы, большая часть которого вместе с кладби- щем попала в зону затопления… Могилы, о которых родственники не побеспокои- лись, были перенесены на высокий учас- ток тальцинских земель, т.е. на будущую территорию архитектурно-этнографичес- кого музея. Какой-то период в музее даже не знали об этом, и по холму, ничем не отмеченному, ходили машины, тракторы, строители музея. Когда выяснилось, что холм является захоронением, встал воп- рос о приведении кладбища в надлежа- щий порядок. Первоначально оно было огорожено по принципу старых сибирс- ких кладбищ разреженным заплотом… У братской могилы была установлена клад- бищенская часовня, по аналогу с часов- ней из с. Сухое, проложены дорожки, поставлен общий поминальный крест… После завершения всех работ кладбище было освящено, и в настоящее время на Радоницу на нем совершается поминаль- ная служба…» …За русским поселением на высоком берегу Ангары открывается бурятское – улус-летник и улус-зимник. В летнике – шесть восьмистенных деревянных юрт ХIХ века, рядом – печь для хлеба, наве- сы. Для зимника вывезен из улуса Шут- хулун дом тайши (старшины) Александ- рова и дом Степанова из улуса Баянгазуй. Дополняет все это маломорский бурятс- кий рыбацкий стан – жившие по берегам Байкала буряты, как известно, были не только скотоводами, но и промысловика- ми-рыбаками. Вот самые общие сведения о воз- рожденной ангарской Атлантиде. Чтобы узнать подробности – а имен- но из подробностей состоит и нынеш- няя, и прошлая жизнь – надо эту Атлан- тиду увидеть. Сделать это просто: трид- цать–сорок минут езды от губернского Иркутска – и вы в Тальцах. Это хоть и музей, но в нем все настоящее, живое. Можно зайти в избу, не забыв накло- ниться – двери низкие, чтобы меньше тепла уходило, можно сфотографиро- ваться у старинной прялки с седой куде- лью, у полатей и русской печки, в крас- ном углу с иконами. Выйдя из избы, можно зайти в трактир, попробовать блинов с икрой или малиновым варень- ем, запить квасом… Недалеко – и лавка с сувенирами, где выставляют свой товар местные умельцы – берестян- щики, резчики и гончары; товар этот – веселые свистульки и матрешки, туеса и бусы из байкальских самоцветных кам- ней и дерева, плетеные корзинки, плат- ки, иконы… А на деревенской улице леди может прокатиться в старинной барской коляске, джентльмен погарце- вать рядом на иноходце. Кто помоложе да повеселей, может испробовать ста- рые деревенские забавы – походить на ходулях или взлететь, чуть не до неба, на захватывающих дух русских каче- лях… Ну, а если повезет, и вы попадете на Масленицу (она обычно в марте), то увидите, наверное, самый яркий и весе- лый русский праздник… В общем, то, что вы найдете в Таль- цах, больше нигде не найдете. К тому же музей постоянно развива- ется и пополняется, с каждым годом в нем открывают все новые и новые стра- ницы сибирской исторической жизни. Вот она предстает перед вами – уни- кальная, поразительная, нетленная… |