Торжественными двухэтажными дворцами развернуты вдоль улиц дома старого центра города. Богатые иркут- ские купцы стали строить такие дома- гостиницы в ХIХ веке. Селились здесь пять–шесть, а то и восемь семей, прино- ся хозяину немалый доход. Чтобы при- влечь жильцов, хозяин старался как можно пышнее нарядить дом. Зачастую стоимость такого «кружевного платья» обходилась ему в ту же сумму, что отда- вал он строителям за возведение сруба. Но купцы, как люди дальновидные, не скупились оплачивать эти издержки, зная неодолимую силу красоты и то, что возместится она им с лихвой. Богато разузоренный резьбой дом сразу бросал- ся в глаза, в рекламе он не нуждался. Просторные, удлиненные вверх окна придают строениям чистоту и строгость. Посередине крыши домов приподняты остроизломанными треугольными «гре- бешками» (их называют фронтонами). Симметричностью крылец, размерен- ным ритмом окон дома напоминает двор- цы, но в них нет величавой надменнос- ти, свойственной каменным громадам. Витое деревянное кружево, оплетающее дома, греет их особым теплом. Сразу под крышей кружева присборе- ны узкой полоской с полукруглыми языч- ками. Чуть пониже появляется основ- ной мотив ее: широкая, тяжелая гирлян- да из трав и цветов. В старину на Троицу девушки плели из цветов венки, наде- вали их на головы и водили хороводы, а потом шли к реке и, бросая их в воду, загадывали: зацепит один венок другой – быть замужем, пойдет на дно – ждать несчастья, поплывет по волнам – быть счастливой и любимой... Кажется, из таких венков и составля- ли мастера вырезнные гирлянды. Тугие бутоны цветов, лепестки и листья цепля- ются друг за друга кудрявыми усиками, раскручиваясь в непрерывном движении. Под «зеленой гирляндой» – фронтоны. Следуя народным традициям, в центре – солярный знак – резное солнце. Вмес- то сияния окружено оно цветочным вен- ком. Часто по бокам, чуть ниже солнца – драконы. По две пары с каждой стороны. Головы их напоминают длинные лошади- ные морды. С особым тщанием и любовью мас- тера украшали окна. Тяжелый резной венец, похожий на старинный кокошник – головной убор русских женщин, венча- ет их очелье. Чуть ниже цветущим хме- лем вьется узор, сплетенный из шишечек и усиков. Но главное изображение масте- ра располагали на широкой верхней доске наличника-лобани. Две птич- ки, почти касаясь друг друга клюва- ми, держат цветущее деревце. Произ- растает оно из узорчатого шара, на кото- рый птицы опираются лапками. Мягким очертанием силуэтов птицы напомина- ют голубей. Но гребешки на голове им достались, наверное, от курочки Рябы, а развернутые хвосты и кудрявые кры- лья – от Жар-птицы. Из какой сказоч- ной дали прилетели они в наш век? И какое дерево бережно держат в своих лапках? «А посреди рая древо живот- ное, еже есть божество, и приближает- ся верх того древа до небес. Древо то зла- товидно в огненной красоте: оно покры- вает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоуханье, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источ- ников...» – так в древних свитках описы- валось мировое дерево, предания о кото- ром сохранились у многих народов. По поверью славян, мировое дерево стояло посреди синего воздушного океана еще до сотворения мира, а на ветвях его гнез- дилось два голубя. В образе такого дере- ва-великана, обнимающего собою весь мир, наши предки представляли уст- ройство вселенной, которая, по их мне- нию, делилась на три яруса.
| Древо жизни было символом этой древней космической модели мирозда- ния. Корни его уходили в мир смерти и мрака. Цветущая вершина касалась обла- ков, там обитали всемогущие боги. Ствол же был тем срединным, земным бытием, где жили люди. Мировое древо – древо жизни – охра- няют иркутские «голубки». А возвраща- ясь в наши дни, понимаешь, что не так уж и сказочна идея древа жизни. Послед- нее время все больше внимания уделяет- ся царю лесных просторов – кедру. Ему приписываются поистине чудотворные свойства, знакомые и используемые на благо человека в древние века и неспра- ведливо забытые современниками. Что, как о нем идет речь в письменах? С чего бы это на многих иркутских особняках резное изображение чаши, из которой тянется диковинное расте- ние, с плодами, похожими на ананас? О богатом, трудолюбивом человеке ска- жут: «Дом у него – полная чаша». Чашу жизни, наполненную не только любо- вью, но и горестями жизни, предлага- ет испить новобрачным во время венча- ния в церкви священник, когда молодым подают на подносе чашу с виноградным вином и они по очереди до конца испи- вают ее, обещаясь друг другу поров- ну делить все, что выпадет им отныне в совместной жизни. О человеке, кото- рый завершил свой земной путь, приня- то говорить: «Он до конца испил свою чашу». Есть у резчиков иркутской чаши еще и более древнее символическое зна- чение, уходящее в глубину славянской культуры. По народному убеждению, такие знаки обладали магической силой, способной влиять на благополучие оби- тателей дома... Время беспощадно, особенно к тако- му природному материалу, как дерево. И, казалось, безвозвратно потеряна дере- вянная кружевная роскошь на бывшем доходном доме по улице Уткина. Ан нет, восстановили в прежнем виде по старым фотографиям, так и назвали «кружевным домом». В сложном, пышном декоре уга- дываются не только традиционные рус- ские черты, но и витиеватые элементы восточного дворца. Известно, что сибирские народнос- ти любили геометрический орнамент: ромбы, квадраты, стреловидные узоры; остроконечные звезды и завитки, похо- жие на бараньи рога, были распростране- ны в их декоративно-прикладном искус- стве. Возможно, в артели, строившей доходный дом, трудились мастера-ино- родцы, по голосу крови передавшие то, что ближе и дороже. Восточный рисунок сквозит в орна- менте: верх ворот украшен фигурками львов, стоящих на задних лапах. Инте- ресно, что даже водосточные трубы в руках искусных жестянщиков превра- тились в подобие драконов с разинутой пастью. Верхние широкие воронки водо- стоков жестянщики увенчали кружев- ными вырезами. Подбираясь по стене к верху крыши, это вырезы гармонич- но перекликаются с пропильным дере- вянным узором карниза, с причудливо и плавно изогнутыми силуэтами баше- нок, отдаленно напоминающих маков- ки русских церквей. Даже печные трубы старинные мастера украсили фигур- ными дымниками. Так завершили они сложный архитектурный ансамбль своей экзотической постройки. Нет, не кануло бесследно высокое искусство иркутских плотников. Твор- ческий их вызов приняли правнуки, наследники отчей культуры. И сегод- ня мы можем насладиться уникальным искусством, живущим прямо на старин- ных иркутских улицах. |