Турфирмы, оформление виз, туры, посольства, билеты

О Байкал ДискавериБайкало-Монгольская АзияДневник путешествийДайджестФотогалереяКонтакты
Деятельность компании
Путешествия Байкал Дискавери
Главная Главная
Туры и программы Туры и программы
Архив Архив
Оплата пластиковой картой Оплата пластиковой картой
Информация об услугах
Размещение Размещение
Особые услуги Особые услуги
Фотогалерея
Online консультанты
Головченко Александра
Сервисы
Rambler's Top100

Rambler's Top100

  Главная arrow Дайджест arrow Время Странствий arrow Деревянные кружева старого города  
 
Деревянные кружева старого города

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лилия ЛАДИК

Хороши уголки старинного Иркутска во все времена года. На тихих улочках можно увидеть и художников с этюдниками, и туристов с фотоаппаратами, и иркутян, любящих свой город, приходящих к домам, одетым в деревянное кружево погрустить о стареющем, уходящем... Что влечет их сюда?

Торжественными двухэтажными
дворцами развернуты вдоль улиц дома
старого центра города. Богатые иркут-
ские купцы стали строить такие дома-
гостиницы в ХIХ веке. Селились здесь
пять–шесть, а то и восемь семей, прино-
ся хозяину немалый доход. Чтобы при-
влечь жильцов, хозяин старался как
можно пышнее нарядить дом. Зачастую
стоимость такого «кружевного платья»
обходилась ему в ту же сумму, что отда-
вал он строителям за возведение сруба.
Но купцы, как люди дальновидные, не
скупились оплачивать эти издержки,
зная неодолимую силу красоты и то, что
возместится она им с лихвой. Богато
разузоренный резьбой дом сразу бросал-
ся в глаза, в рекламе он не нуждался.
Просторные, удлиненные вверх окна
придают строениям чистоту и строгость.
Посередине крыши домов приподняты
остроизломанными треугольными «гре-
бешками» (их называют фронтонами).
Симметричностью крылец, размерен-
ным ритмом окон дома напоминает двор-
цы, но в них нет величавой надменнос-
ти, свойственной каменным громадам.
Витое деревянное кружево, оплетающее
дома, греет их особым теплом.
Сразу под крышей кружева присборе-
ны узкой полоской с полукруглыми языч-
ками. Чуть пониже появляется основ-
ной мотив ее: широкая, тяжелая гирлян-
да из трав и цветов. В старину на Троицу
девушки плели из цветов венки, наде-
вали их на головы и водили хороводы,
а потом шли к реке и, бросая их в воду,
загадывали: зацепит один венок другой
– быть замужем, пойдет на дно – ждать
несчастья, поплывет по волнам – быть
счастливой и любимой...
Кажется, из таких венков и составля-
ли мастера вырезнные гирлянды. Тугие
бутоны цветов, лепестки и листья цепля-
ются друг за друга кудрявыми усиками,
раскручиваясь в непрерывном движении.
Под «зеленой гирляндой» – фронтоны.
Следуя народным традициям, в центре
– солярный знак – резное солнце. Вмес-
то сияния окружено оно цветочным вен-
ком. Часто по бокам, чуть ниже солнца –
драконы. По две пары с каждой стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Головы их напоминают длинные лошади-
ные морды.
С особым тщанием и любовью мас-
тера украшали окна. Тяжелый резной
венец, похожий на старинный кокошник
– головной убор русских женщин, венча-
ет их очелье. Чуть ниже цветущим хме-
лем вьется узор, сплетенный из шишечек
и усиков.
Но главное изображение масте-
ра располагали на широкой верхней
доске наличника-лобани. Две птич-
ки, почти касаясь друг друга клюва-
ми, держат цветущее деревце. Произ-
растает оно из узорчатого шара, на кото-
рый птицы опираются лапками. Мягким
очертанием силуэтов птицы напомина-
ют голубей. Но гребешки на голове им
достались, наверное, от курочки Рябы,
а развернутые хвосты и кудрявые кры-
лья – от Жар-птицы. Из какой сказоч-
ной дали прилетели они в наш век? И
какое дерево бережно держат в своих
лапках? «А посреди рая древо живот-
ное, еже есть божество, и приближает-
ся верх того древа до небес. Древо то зла-
товидно в огненной красоте: оно покры-
вает ветвями весь рай, имеет же листья
от всех дерев и плоды тоже; исходит от
него сладкое благоуханье, а от корня его
текут млеком и медом двенадцать источ-
ников...» – так в древних свитках описы-
валось мировое дерево, предания о кото-
ром сохранились у многих народов. По
поверью славян, мировое дерево стояло
посреди синего воздушного океана еще
до сотворения мира, а на ветвях его гнез-
дилось два голубя. В образе такого дере-
ва-великана, обнимающего собою весь
мир, наши предки представляли уст-
ройство вселенной, которая, по их мне-
нию, делилась на три яруса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древо жизни было символом этой
древней космической модели мирозда-
ния. Корни его уходили в мир смерти и
мрака. Цветущая вершина касалась обла-
ков, там обитали всемогущие боги. Ствол
же был тем срединным, земным бытием,
где жили люди. 

Мировое древо – древо жизни – охра-
няют иркутские «голубки». А возвраща-
ясь в наши дни, понимаешь, что не так
уж и сказочна идея древа жизни. Послед-
нее время все больше внимания уделяет-
ся царю лесных просторов – кедру. Ему
приписываются поистине чудотворные
свойства, знакомые и используемые на
благо человека в древние века и неспра-
ведливо забытые современниками. Что,
как о нем идет речь в письменах?
С чего бы это на многих иркутских
особняках резное изображение чаши,
из которой тянется диковинное расте-
ние, с плодами, похожими на ананас? О
богатом, трудолюбивом человеке ска-
жут: «Дом у него – полная чаша». Чашу
жизни, наполненную не только любо-
вью, но и горестями жизни, предлага-
ет испить новобрачным во время венча-
ния в церкви священник, когда молодым
подают на подносе чашу с виноградным
вином и они по очереди до конца испи-
вают ее, обещаясь друг другу поров-
ну делить все, что выпадет им отныне
в совместной жизни. О человеке, кото-
рый завершил свой земной путь, приня-
то говорить: «Он до конца испил свою
чашу». Есть у резчиков иркутской чаши
еще и более древнее символическое зна-
чение, уходящее в глубину славянской
культуры. По народному убеждению,
такие знаки обладали магической силой,
способной влиять на благополучие оби-
тателей дома...
Время беспощадно, особенно к тако-
му природному материалу, как дерево. И,
казалось, безвозвратно потеряна дере-
вянная кружевная роскошь на бывшем
доходном доме по улице Уткина. Ан нет,
восстановили в прежнем виде по старым
фотографиям, так и назвали «кружевным
домом». В сложном, пышном декоре уга-
дываются не только традиционные рус-
ские черты, но и витиеватые элементы
восточного дворца.
Известно, что сибирские народнос-
ти любили геометрический орнамент:
ромбы, квадраты, стреловидные узоры;
остроконечные звезды и завитки, похо-
жие на бараньи рога, были распростране-
ны в их декоративно-прикладном искус-
стве. Возможно, в артели, строившей
доходный дом, трудились мастера-ино-
родцы, по голосу крови передавшие то,
что ближе и дороже.

Восточный рисунок сквозит в орна-
менте: верх ворот украшен фигурками
львов, стоящих на задних лапах. Инте-
ресно, что даже водосточные трубы в
руках искусных жестянщиков превра-
тились в подобие драконов с разинутой
пастью. Верхние широкие воронки водо-
стоков жестянщики увенчали кружев-
ными вырезами. Подбираясь по стене
к верху крыши, это вырезы гармонич-
но перекликаются с пропильным дере-
вянным узором карниза, с причудливо
и плавно изогнутыми силуэтами баше-
нок, отдаленно напоминающих маков-
ки русских церквей. Даже печные трубы
старинные мастера украсили фигур-
ными дымниками. Так завершили они
сложный архитектурный ансамбль своей
экзотической постройки.
Нет, не кануло бесследно высокое
искусство иркутских плотников. Твор-
ческий их вызов приняли правнуки,
наследники отчей культуры. И сегод-
ня мы можем насладиться уникальным
искусством, живущим прямо на старин-
ных иркутских улицах.

 

 
 
Baikal Discovery
(C) 2002-2006
design by
Webstudia.ru