О Байкал ДискавериБайкало-Монгольская АзияДневник путешествийДайджестФотогалереяКонтакты
Деятельность компании
Путешествия Байкал Дискавери
Главная Главная
Туры и программы Туры и программы
Архив Архив
Оплата пластиковой картой Оплата пластиковой картой
Информация об услугах
Размещение Размещение
Особые услуги Особые услуги
Фотогалерея
Наши проекты

Baikal lake tours
Система управления турбазой

Сервисы

  Главная arrow Туры и программы arrow ТУРЫ ПО МОНГОЛИИ arrow К истокам шаманизма  
 
К истокам шаманизма

«…В самом центре Азии лежит огромная таинственная и богатая страна Монголия. Широко раскинулась она от снежных вершин Тянь-Шаня и раскаленных песков Западной Джунгарии до лесистых склонов Саян и Великой Китайской стены. Колыбель народов, таинственных сказаний и легенд, родина кровавых завоевателей, чьи столицы погребены в песках Гоби, но сохранились их кольца-талисманы и древние кочевые законы; земля монахов и злых духов, потомков Чингисхана и Хубилай-хана - все это Монголия. Загадочная страна, исповедующая культы Рамы, Шакья-Муни, Цзонкабы и Паспы, заветы которых тщательно охраняются самим Живым Буддой - богдо-гэгэном; страна знаменитых врачевателей, пророков, магов, предсказателей, колдунов; родина таинственного знака свастики; земля, в которой еще живы воспоминания о давно почивших властелинах Азии и половины Европы - и это тоже Монголия. Страна скалистых гор, страна горячих источников, высокогорных перевалов, охраняемых духами, и священных озер, кишащих рыбой…»

Фердинанд Оссендовский


В Монголии во всех своих житейских вопросах люди обращались и теперь нередко продолжают обращаться к шаманам, игравших в прошлом значительную роль в жизни общества и государства.
Внедрение буддизма с XVI по XIX века существенно подавило практику шаманизма и ассимилировало его с ламаизмом.
Но в северной Монголии, и особенно на Хубсугуле, белые шаманы смогли сохранить свои исконные веру и практику, и в дальнейшем умудрялись даже практиковать в некоторых монастырях, таких как Даин Дерхи Шаравлийн, который находился рядом с самым почитаемым местом озера Хубсугул.
Таковым был и остается Даин Дерхе - грозный шаманский дух, более всего почитаемый на Хубсугуле. Здесь вам расскажут множество легенд о Даин Дерхе и даже, неопределенно ткнув пальцем на северо-восток, укажут, что пещера Даин Дерхе - "там"… Где до 1930 г. оставался его образ в каменном изваянии, обернутом в шелковую материю, перед которым всегда стояли различные приношения, а в июле- месяце в день праздника Даин Дерхе- камень обертывали новой тканью…

Именно в июле Байкал Дискавери предлагает Вам совершить путешествие к одной из самых неразгаданных тайн Монголии.
В течение ниже предлагаемого природно-этнографического маршрута по Байкало-Монгольской Азии Вы посетите потаенные и таинственные уголки прекрасного Хубсугула; сидя верхом на коне и проплывая по Хубсугулу на быстроходном катере, ощутите энергию девственной природы озера; увидите празднование Наадама, прочувствуете целебные свойства священных горячих источников Булная  и кристальной альпийской воды, ощутите незримую тысячелетнюю связь Байкала и Хубсугула, и конечно же познакомитесь с бытом монголов и их культурой.
И, хотя этот маршрут создан для истинных пионеров, в ком присутствует жажда открытий, хорошая логистика маршрута и наш опыт в создании благоприятных условий в походно-кемпинговой жизни не позволит Вам успеть соскучиться по удобствам современной цивилизации.

 

«К ИСТОКАМ ШАМАНИЗМА И ИСТОЧНИКАМ МОНГОЛИИ»

 «Номадам XXI-го века» посвещается

______________________________________


Даты заездов и расчёт стоимости программы - по запросу

 

ПРОГРАММА МАРШРУТА

 

День 1, понедельник

самый насыщенный, цепочкой маршрута воедино связующий два великих озера и два великих шаманистских духа; день духовной подготовки…

 

Добро пожаловать!

Вместе с «Байкал Дискавери» Вас  приветствует Иркутск – исторический «Париж Сибири», современная «столица» ее Великой восточной части и ближайшие врата к «сибирской жемчужине» – Байкалу и «неразгаданной тайне Монголии» - озеру Хубсугул!

Вас встречают с табличкой «Baikal Discovery», помогают разобраться с багажом. Проверив наличие загранпаспортов и въездных монгольских виз в экспедиционном порядке мы выезжаем из Иркутска в Култук и далее по Тункинской Долине- родине легендарного Гесера- в направлении поселка Монды. Общее расстояние, которое мы сегодня покроем на автомобиле, составит почти 410 по нормальной дороге (на 90%), из которых только 24 км мы проедем по территории Монголии.

Второй завтрак (чай/кофе с бутербродами) после въезда на территорию Тункинского национального парка, у одного из почитаемых местными бурятами и сойотами мест поклонения Эжинам ( духам-покровителям) долины.
Далее мы без остановок проследуем  в сторону села Торы, к самому священному месту Тункинских последователей ламаизма и шаманистов - святилищу  Бурхан Баабай у сакральной Белой Горы(*).

Чтобы отдать дань нойонам и умилостивить восточных духов тенгэри, здесь будет проведён тайлган, который отслужит один из местных шаманов, называющий себя  "хадаша таабай" (старик, брызгающий горам).

Мы примем участие в обряде жертвоприношения  ХЭРЭГ, который длится  1,5 часа, и для  осуществления которого нам понадобятся водка, молоко и сушеный верес. С помощью «хадаша таабай» согласно древнейшим законам и традициям почитания во время обряда мы обратимся к 16-ти священным горам, одна из которых носит то же имя, что и одно из святых мест Монголии – пещера Даин Дерхе (**).

  

ДАИН ДЕРХЕ (Dayan degereki) или Хам Богдо Даин Дерхе.
У монгольских народов - одно из основных шаманских божеств, патрон шаманских инициаций; горный дух или могучий шаман, после смерти ставший каменной «бабой».
 

После обряда каждый из нас возьмёт немного песка со святой Горы, который принесёт удачу и охранит в пути от опасностей.

Обед традиционной бурятской кухни, во время которго мы попробуем – знаменитые бузы.

После обеда мы продолжим путь до КПП участка «Монды-Ханх» Российско-Монгольской границы, находящемся в 10 км от пос. Монды, на высоте 1700 м над уровнем моря и всего в 8 км от горы Мунку-Сардык (высочайшей горы Восточных Саян-3491 м). Через 2 часа, пройдя необходимые погранично-таможенные формальности, мы въезжаем на территорию загадочной Монголии.

Скоро перед нами возникнет пейзаж из белых войлочных юрт, стад пасущихся лохматых сарлыков (яков), альпийское разнотравье Прихубсугулья.

 

Самбайну (здравствуй), Монголия!

Через полчаса мы въедем в поселок Ханх (самый северный посёлок на оз. Хубсугул, центр сума – района) и проследуем в гостевой дом «Последний Рубеж», построенный в стиле сибирского подворья в память о тесных связях между северными монголами и сибирскими купцами (в XIX веке Ханх являлся одним из транзитных центров, через который проходили купеческие караваны, ответвлением Чайного пути, по которому даже зимой по льду замерзшего Хубсугула санными караванами перевозили товар).

Размещение в уютных двухместных комнатах или традиционных монгольских юртах. После горячего ужина – знакомство-инструктаж по предстоящему маршруту. А затем – русская баня с возможностью окунуться в кристально чистые и освежающие воды Хубсугула. Ночевка.

 

 Шаргай нойон (желтый господин) Бурхан Баабай - одно из главных местных божеств, посланных «высоколобым» отцом Тэнгэри на землю защищать людей от злобных восточных тэнгэри. Песок Белой Горы Бурхан Баабай считается священным. Его берут с собой, носят в кулёчке, вешают над дверью. Считают, что эта земля оберегает дом от злых духов. Гора, на склоне которой находится белая скала с двумя выступами, напоминающими два бычьих рога, ассоциируется с местом пребывания Буха нойона. Буха нойон был ламаизирован и получил буддийское имя Ринчин хан (тиб. "драгоценный хан").  На горе имеются буддийское и шаманистское изображения Буха-нойона, и православная часовня. Буддисты изображают его в виде всадника на белом коне , а шаманисты - с подчеркнутыми признаками пола и почитают его как покровителя рода, потомства . На примере Буха-нойона прослеживается синкретизм буддизма, шаманизма и христианства.

В Тунке распространено поверье, что если во сне приснился седой старец, это - дух горы. Все, что он говорит - правда, если он сердится, значит необходимо принести жертву, помолиться. Таким образом, горы как бы напоминают о себе. Каждому хозяину горы дается характеристика в поэтической форме, называются все его заслуги, благодеяния, которые он делал людям. Когда шаман называет "хозяина", он смотрит в ту сторону, где находится гора, отливает водку, и в отдельную чашу молоко или чай с молоком. Затем обращается с просьбой о даровании удачи, здоровья, благополучия. Эти просьбы-заклинания повторяются несколько раз. Люди приносят с собой на гору еду в жертву для "хозяина". На посещение гор накладывается ряд запретов, например, нельзя проезжать мимо священной горы с водкой, не побрызгав ее, женщинам нельзя подниматься на гору в период менструаций, в течение 49 дней после похорон, также на священных горах нельзя ничего рвать, ломать и сквернословить.

 

День 2, вторник

самый длинный и увлекательный озерный круиз в Монголии

После завтрака мы посетим контору Хубсугульского национального парка, образованного в 1992 году и занимающего территорию 838 тыс. га, где зарегистрируемся и оформим другие документы, как того требуют правила пребывания на территории нац.парка. Затем прогуляемся до пристани вдоль берега залива Ханх,  представляющего собой крупнейшую на Хубсугуле береговую дугу с тремя впадающими в нее реками.

На пристани нас уже ждет современный катер типа «Николь», на котором мы отправимся в увлекательное путешествие по Хубсугулу – «неразгаданной и свято хранимой тайне монголов».

Сегодня мы совершим интереснейший 120-километровый круиз от северной оконечности озера до посёлка Хатгал на юге озера.

Во время водного путешествия мы сделаем две остановки в наиболее живописных местах озера, в одном из которых у нас будет прекрасная возможность порыбачить в устье реки, впадающей в Хубсугул. Здесь хороший улов из ленка, и вкуснейшая уха на обед будет нам обеспечена.

Также мы подойдем к самому большому о-ву Хубсугула  - Далайн Модон Хуис, длиной 3 и шириной 1.7 км, о котором существует немало легенд. Одна из них гласит, что когда из земли вдруг ударил мощный фонтан, заливая все вокруг, поглощая пастбища и горы, схватил богатырь скалу побольше и заткнул дыру, откуда бил поток. Фонтан прекратился, а там где вода уже залила землю, возник Хубсугул. А скала торчит и теперь на поверхности озера лесистым островом.

Вечером мы прибываем в Хатгал, основанный в 1727 году как форпост Манчжурии, препятствующий продвижению России на этом направлении. По прибытию в Хатгал - трансфер на базу MS Guest House, размещение в юртах, горячий ужин и ночевка. ( Желающие могут перед сном отправиться порыбачить с берега Эгийн-гола)

  

Хубсугул расположен в северной Монголии на высоте 1645 м над уровнем моря, и 1118 м над уровнем Байкала (наиболее низкая часть дна Хубсугула лежит выше уровня Байкала на 1021 м). Вытекает из озера одна река — Эгийн-Гол, исток которой находится в самой южной его части. Эта река является одним из притоков р. Селенга, которая впадает в Байкал. Таким образом оз. Хубсугул связано с Байкалом. Хубсугул имеет наибольшую длину 136 км, наибольшую ширину - 39 км (средняя ширина 20,3 км). Длина береговой линии 414 км, площадь водной поверхности 2760 км кв., площадь водосборного бассейна 5130 км кв. Максимальная глубина 244 м.  Хубсугул занимает 14 место среди озер мира по объему пресной воды, в нем сосредоточено 317,5 км3 воды или 1% от мирового запаса. 

 

День 3, среда

самый праздничный день монголов  

После завтрака и пешей прогулки по берегу реки Эгийн-Гол мы отправимся на праздник Наадам - самый крупный праздник в году для монголов, фестиваль трех "мужских игр": борьбы, стрельбы из лука и верховых скачек.

В этот день со всех концов сума (района), посланники отдаленных худонов Прихубсугулья прибудут в Хатгал попытать удачу в состязаниях. Наадам собирает много зрителей - как местных, так и приезжих. Во время этого национального фестиваля мы оценим удалых батыров, попробуем традиционное монгольское угощение, посмотрим народные танцы. Почти весь этот день с перерывом на обед мы проведем на празднике Наадам.

А вечером, возвратившись в юрт-лагерь, мы отведаем за ужином настоящий «хорхог» - национальное монгольское блюдо из баранины, которое приготовят в нашем присутствии в соответствии с древним рецептом. Перед началом потребления уже приготовленного блюда, согласно традиции встав в круг, мы будем передавать друг другу горячие камни, использованные для приготовления хорхога. Перекидывая их с ладони на ладонь и передавая далее по кругу, таким образом мы создадим общую энергетику и благоприятную коллективную ауру, которая будет необходима нам на следующий день, когда мы отправимся к истокам  древнего шаманизма и его святая-святых – пещере Даин Дерхи

 

Еще о Наадаме: Особенно захватывающим является особый стиль монгольской борьбы, самый популярный вид спорта в стране, насчитывающий историю в более чем 7 тысяч лет. В нем нет ни весовых, ни возрастных категорий или ограничений, а основной целью является заставить противника потерять равновесие и коснуться земли локтем или коленом. Все участники стремятся пройти через изнуряющие 9 этапов соревнований. Все одеты в специальные борцовские национальные костюмы, грудь борцов оголена, - чтобы показать, что они мужчины. К стрельбе из лука допускаются и мужчины, и женщины: нужно попасть стрелой в кожаные кольца, лежащие отверстием вверх. Дистанция для мужчин - 75 метров, для женщин - 60 метров.
В скачках участвуют даже дети от четырех до двенадцати лет, ведь все монголы - отличные наездники чуть ли не с грудного возраста. Если во время скачки ребенок упадет с лошади, но  лошадь придет к финишу первой, победа остается за ней, - это скачки лошадей, а не всадников. Победитель и четверо пришедших за ним всадников получают по кувшину слабоалкогольного молочного айрага, часть которого победитель выливает  на круп своей доблестной лошади. Иногда преподносятся и дорогие подарки или деньги.

 

День 4, четверг

самый первый день  истинно «по-монгольски»…

После завтрака гид познакомит нас с деталями дальнейшего 3-дневного маршрута, который пройдет по легендарным священным местам монголов, свято почитаемым и воспеваемым в песнях и камланиях шаманов в Бурятии, Туве и на Алтае.

В первой половине дня мы проследуем на автомашинах через реку Эгийн-гол и Чандамани Ондор  к центру сума Саган Уур. Сегодня мы посетим место «стрельбищ», где в 18-веке маньчжурские солдаты–стражи рубежа упражнялись в лучной стрельбе. Рядом с Ховоном мы осмотрим древние петроглифы, изображающие оленей, далее увидим Сторукое Древо Шамана, захоронения 13-го века, а в самом Чандамани Ондоре у нас будет экскурсия в небольшой местный музей, ну и еще кое-что интересное...

Ближе к вечеру мы остановимся на ночлег в палаточном лагере в живописном месте, расположенном  в 25 км от поселком Саган Уур.  Сегодня вечером у нас – подборка коней в соответствии с разными индивидуальными особенностями - как седоков, так и лошадей. Хотя беспокоиться особо не надо, даже если Вы – в первый раз на коне: монгольские кони, будучи потомками тарпанов, низкорослы; приученные человеком и привыкшие к нему, очень спокойны и непривередливы, за небольшим исключением. Тем не менее, нам расскажут об азах управления монгольской «хитроумной» лошадкой, после чего мы проделаем тренировочный радиальный выход верхом по живописной местности.

После ужина, мы послушаем рассказы о тайнах и загадках, поверья монголов этой местности, а также про традиции и нормы поведения, обязательные для всех посетителей данных мест.

 

Именно в Монголии, по крайней мере, не стесняются говорить вслух о величайшей Тайне тайн, каковым считается предание об Агарте. Монгольские араты рассказывали русскому путешественнику осовремененную легенду о том, как некое монгольское племя, спасаясь от Чингисхана, ушло под землю и навсегда скрылось в Подземной стране. Пастухи даже показывали место, где это произошло. Когда-то давным-давно некий охотник проник через закоптелые ворота в Подземное царство Агарты, а вернувшись стал рассказывать всем об увиденных чудесах. И тогда ламы отрезали ему язык, чтобы он никому более не смог поведать о Тайне тайн. Интересно, что в начале прошлого века именно в районе Хубсугула появился Тушегун-лама из России, калмыцкого происхождения, который был хорошо знаком с самим Далой–Ламой и получил полную независость как от него так и от Живого Будды Урги. Известный как целитель и всемогущий лама, он не раз демонстрировал свои сверхчеловеческие способности, которые в 1912 г. помогли монголам при фантастических обстоятельствах отбить Ургу у китайцев. Однажды, на вопрос одного русского офицера, пораженого увиденными физическими действиями ламы, последний изрек: «Вам, европейцам, невдомек, что мы, невежественные кочевники, обладаем могущественным тайным знанием. Если бы вы видели чудеса, творимые таши-ламой, по приказу которого сами загораются свечи и светильники перед древней статуей Будды, а изображения богов начинают вещать! Но есть еще более святой и великий человек-Царь мира из Агарты. Я, наверное, единственный, кто встречался с ним…»
Не менее интересно, что у пещер Прихубсугулья и других пещер Монголии часто замечают аномальные свечения. А известный исследователь Тибета офтальмолог Э. Мулдашев , считает, что НЛО, вообще, вылетают  из каких-то горных пешер в Монголии. Когда уфологи проложили трассы многих НЛО - они все сошлись в Монголии!

 

День 5, пятница

Самый «Одухотворенный» День

Сегодня после завтрака, снятия лагеря и упаковки поклажи на вьючных лошадей, мы отправляемся к «святая-святых» древней монгольской истории – пещере Даин Дерхи.

Верхом на конях в течение 5-6 часов мы будем размеренно двигаться к одной из легенд Монголии, минуя по пути заросшие развалины когда-то процветавшего монастыря Шаравлийн Тсааган Чулуу (Белокаменный Монастырь), в котором обитали около 3 тысяч лам и буддистских монахов. В былые времена в этом монастыре умели мумифицировать человеческие тела. Об этом свидетельствуют не только легенды о хранимых здесь мумиях шаманов, но и открытие здесь в 1985 году некрополя нойонов, состоящего из пяти рубленных бревенчатых гробниц, в которых находились мумифицированные с помощью каменной соли тела. Но в 1929 году монастырь был закрыт и разрушен, а затем и камень– изваяние Даин Дерхе, размером  в рост человека, был вывернут из земли и увезен в неизвестном направлении.

Сейчас от монастырских храмов у Даин Дерхе остались лишь фундаменты, деревянные колонны, вокруг которых разрослись березки. Но сама пещера Даин Дерхе сохранилась. И мы уже подходим к ней.

За пару сотен метров от святыни мы спешиваемся, и далее молча, уважительно поминая Даин Дерхе и местных тенгри, подходим к пещере, и после краткого обряда, входим в нее.

Пещера Даин Дерхе, одна из самых крупных и наименее разведанных пещер Монголии, представляет собой анфиладу из трех горизонтальных залов, со свисающими со стен сталактитами. Узкий проход в потолке последнего зала позволяет попасть в залы второго яруса, разветвляющиеся в лабиринт. Но мы останемся здесь, поскольку все святилище Даин Дерхе разместилось в первом зале, у самого входа в пещеру.

Центральную часть святилища занимает жертвенный столик, на котором стоит вырезанная из дерева полуметровая фигура всадника в традиционной монгольской одежде, с пучком стрел за спиной и собранными на макушке волосами. Волосы увенчаны изображением «ваджры» - пучка молний. Это и есть Даин Дерхе, и перед ним на столе, как и в прошлые времена, мы увидим разложенные жертвенные приношения - сыр, сливки, сухой творог, печенье, конфеты, спички, водка в чашках, масло для лампад.

Оставив свои жертвоприношения, мы также почтительно и молча выйдем из Пещеры…

 

В шаманских гимнах Даин Дерхе иногда называют «чёрным тенгри», и   «милостивцем», «милым» хайрхаи – табуированным обозначением священных гор, и    изображается он как наездник с колчаном, полным стрел. Однако, по другим представлениям он выглядит седым  стариком с огромной белой бородой верхом на серо-белом жеребце.
Древняя весть монгольских предков гласит, что Даин Дерхе был первым шаманом,    превзошедшим самого далай-ламу в искусстве отнимать у смерти её жертвы, и посланным им в Монголию. По дороге он изготовил первый бубен, разделив надвое барабан и повесив половинку на воздух, чтобы укрыться от солнца. По одной версии, он похитил жену Чингисхана, по другой - дочь Чингисхана во время её свадьбы с Хентей-ханом. Настигнутый погоней, Даин Дерхе превратился в каменный столб (таким образом спасшись от сабельного удара). Окаменела и царевна, спрятавшаяся в расселину горы. Впоследствии её дух также стал почитаем монголами. Именно здесь возле каменной «бабы» до распространения ламаизма проходили шаманские посвящения; по преданию, жила здесь и шаманка (удган) - толковательница воли Даин Дерхе.   Согласно поверьям, дети Даин Дерхе обитают в этой пещере, войдя в которую простой или не подготовленный человек теряет рассудок.

 

После посещения Даин Дерхе, мы продолжим свой путь верхом за реку Зерлей, держа направление на самые известные на Хубсугуле и в Монголии Булнайские горячие источники.

Вечером, разбив лагерь и поужинав у костра, мы вновь послушаем истории и поделимся впечатлениями от прошедшего дня.

 

День 6, суббота

самый физически целебный день путешествия

Мы следуем верхом далее по горным, таежным тропам западной стороны Хубсугула, минуя не одно живописное место и «обо» на перевалах, возвышающихся над окрестностями. У них мы обязательно будем останавливаться, чтобы снова принести приношение духам местности, не разгневать их. После обеда мы выходим к уникальным Булнайским горячим источникам Монголии, с незапамятных времен известным своими целебными качествами. Даже зимой источники сохраняют температуру до + 35 С. На допустимом расстоянии от источников мы разобьем лагерь и исследуем окрестности, посетим сами источники, встретимся с монголами-добровольными хранителями источников, которые расскажут нам много интересного. Жедающие же могут целебно в самих источниках.

 

Монголы неотступно привержены всем своим традициям и поверьям, и почитание «обоо» у них также сильно теперь как было 100 или 200 лет назад. Обоо - это священные алтари, защищающие путников от злых духов, стражей перевалов. Вот как описывает один русский путешественник реакцию монголов на события, происходящие на перевалах в этих местах:
«…На подступах к долине реки Адер наше внимание привлекла стая красноклювых монгольских ворон, круживших над скалами. Приблизившись, мы обнаружили два свежих трупа - всадника и его лошади. Трудно было понять, что тут произошло. Они лежали рядом, мужчина все еще держал поводья в левой руке, никаких следов пули или ножа. Лица мужчины разглядеть было невозможно. На нем был монгольский плащ, но брюки и тужурка – европейские. Тщетно мы задавались вопросом, что же с ним случилось.
Наш монгол, понурив в тревоге голову, проговорил тихо, но убежденно:
- Месть Джагистая. Всадник не совершил жертвоприношения в северном обоо, вот демон и задушил обоих».

 

День 7, воскресенье

самый панорамный день

После завтрака мы свертываем лагерь, прощаемся с источниками Булная и начинаем двигаться к Хубсугулу, наслаждаясь и фотографируя его панорамные виды, для чего при спокойной верховой езде даже не требуется останавливаться. После обеда мы выйдем на берег Хубсугула, где в 70 метрах от берега разбив лагерь, встанем на ночлег, и откуда на следующий день нас заберет в обратную дорогу амфибийный катер.

А перед ужином у нас состоится небольшое соревнование по рыбной ловле (лицензионной). Наловивший больше всех по количеству хвостов, получит небольшой памятный приз.

 

Первое, что отмечают все побывавшие на Хубсугул - удивительно богатый животный и растительный мир. В районе озера обитают 68 видов млекопитающих , 244 вида птиц и 750 видов растений, 60 из которых широко используются в медицине. На территории Хубсугульского аймака находится более 700 рек, речек и ручьев и около 400 озер, более 40 горячих и холодных минеральных источников. Более 37.6% этой территории заняты лесами, в которых не редкость увидеть оленей, лосей, медведей, лисиц, глухарей, серых цапель и лебедей. На озере много редких птиц. В Хубсугуле 9 видов рыб, в том числе ленок, сиг, таймень, хариус и акклиматизированный омуль. 

 

День 8, понедельник

последние «водные» ощущения Хубсугула и его источников

После завтрака мы сворачиваем лагерь, загружаемся в подошедший катер и, отдав должное духам «белой пищей», отправляемся обратно на север - в Ханх. В течение нескольких часов водного путешествия наслаждаясь видами горного хребта Хоридол Сардык мы наверняка согласимся с впечатлениями географа  Э.Ф. Мурзаева о Хубсугуле:

"Красивее Хубсугула нет озера в стране монголов. Капризное, большое, многоводное, оно воспевается в песнях, как море необозримое, обширное, могущественное. Монголы называют его почтительно -Хубсугул-Далай. Дикая и суровая красота озера, высокие горы, окружающие его, величественная глухая тайга поражают путешественника, попавшего в этот далекий край. Стройные лиственницы спускаются к самому берегу озера. В бухтах прячутся золотые песчаные пляжи…"

На одном из таких пляжей в уютном заливе мы остановимся на свой последний в этот раз пикник на берегу Хубсугула.

По возвращению в Ханх мы разместимся в уже знакомом гостиничном подворье «Последний Рубеж», где нас ждет баня с квасом, прощальный ужин с горячительными напитками, и торжественное вручение каждому, побывавшему с нами в потайных уголках  Прихубсугулья, специального Сертификата «Истоки Хубсугула» и памятного сувенира от Байкал Дискавери.

 

День 9, вторник

День возвращения

 После завтрака мы выезжаем из Ханха к КПП на монголо-российской границе для прохождения погранично-таможенных формальностей с обеих сторон границы. После пересечения границы мы несомненно ощутим и увидим , что мы уже в России, но проезжая стороной мимо Бурхан Баабая мы вспомним о горе Даин Дерхе, вспомним о могучих духах и пожелаем удачи близким.

Пообедав в пути и сделав остановку на берегу Байкала мы возвращаемся в Иркутск по Тункинской долине и Култукскому тракту, надолго сохранив в памяти незабываемые впечатления от сакральных мест, которые мы посетили.

Ужин и ночевка в гостинице Иркутска.

 

День 10, среда

Самый сравнительный день путешествия

Сегодня у нас будет возможность сравнить еще раз, два Великих озера-спутника Байкало-Монгольской Азии, и несмотря на явное первенство Байкала, найти очень много схожего.

После краткой ознакомительной экскурсии по городу мы выедем в целодневную поездку на Байкал. По пути мы сделаем остановку у местного бурятского «обо», чтобы уважить Байкальских «тенгери», традиция почитания которых, наряду с обычаем фамильных «серге», является еще одним свидетельством общих исторических корней и тесных связей народов Байкало-Монгольской Азии в прошлом.

А у Шаман-камня в истоке Ангары , мы вспомним про реку Эгийн-гол, впадающую в главный приток Байкала – реку Селенгу, и таким образом связующую два озера. В Байкальском Экологическом Музее мы услышим про общую Байкальскую рифтовую зону, протянувшуюся вдоль Тункинской долины до Хубусугула.

За обедом мы попробуем блюда сибирской рыбной кухни. Затем посетим Свято-Никольскую Православную Церковь и возвратимся в Иркутск, где у Вас будет свободное время ,чтобы погулять по городу и познакомиться с его культурной жизнью, а наш гид поможет вам советом.

 

Родным "братом" Байкала называют расположенное в Монголии озеро Хубсугул, вытянутое в виде серпа на 130 километров. Хубсугульская и Байкальская впадины входят в Байкальскую рифтовую зону.
В Хубсугул впадает около 70 рек ( в Байкал – 336), а вытекает (как и из Байкала) единственная – Эгийн. . Хубсугул через реки Эгиqн-гол и Селенгу связан с Байкалом. Хубсугул в 12 раз по площади, почти в 5 раз по длине и в 7 раз по глубине меньше Байкала. Байкал содержит 20%, а Хубсугул – 1% мировых запасов пресных вод.

 

День 11, четверг

Финальный день

Трансфер из гостиницы в аэропорт или на вокзал
Байкал Дискавери желает Вам доброго пути и новых приятных открытий!

 
 
Baikal Discovery
(C) 2002-2006