О Байкал ДискавериБайкало-Монгольская АзияДневник путешествийДайджестФотогалереяКонтакты
Деятельность компании
Путешествия Байкал Дискавери
Главная Главная
Туры и программы Туры и программы
Архив Архив
Оплата пластиковой картой Оплата пластиковой картой
Информация об услугах
Размещение Размещение
Особые услуги Особые услуги
Фотогалерея
Наши проекты

Baikal lake tours
Система управления турбазой

Сервисы

  Главная arrow Байкало Монгольская Азия arrow Из света – в тень?  
 

Из света – в тень?

Статья  А.П. Никифорова в журнале "Время Странствий" (№9, 2001 г.)

 

Не буду вдаваться в общие рассуждения о значении туризма для страны и региона - это вроде всем понятно, все «за». Но посмотрим поближе, что мы при этом реально имеем  с профессиональной точки зрения, с точки зрения опытной фирмы, принимающей  иностранных туристов в байкальском регионе, да и в большей части России?

Как профессионал могу сказать - ничего. Инфраструктуры въездного туризма фактически нет. Что же есть? Есть туристический продукт, чаше всего - программа, которая при добропорядочности фирмы, честной информации партнеров, стабильных партнерских отношениях может иметь успех, обеспечивая некий постоянный поток иностранных туристов. А то, что они к нам еще едут - это благодаря природе, полученной в наследство, и отчасти другому наследству - современному геополитическому.

До отмены льготы на НДС в туризме (в полной мере - только во внутреннем и въездном), я полагал, что главная проблема в нашем регионе именно в этом - в отсутствии инфраструктуры. Плюс, учитывая байкальский феномен, то, что власть не считает туризм приоритетным. Или плохо финансирует его, что, по сути, одно и то же. Теперь же, в связи с отменой названной льготы, окончательно понимаю, что государство снова просто декларирует свои добрые намерения и, пытаясь решить одни свои проблемы, создает другие.

Туризм в Сибири и без того дорог: стоимость одного туродня для иностранцев (трехзвездочный отель с полупансионом) в среднем 65 долларов. При том, что условия приема не сравнимы, к примеру, с Испанией или тем же Таиландом. Надо учитывать и цену транспорта - мы не в Москве, где среди прочих преимуществ есть самое главное - мощная транспортная инфраструктура. А до нас лететь и ехать пять тысяч верст, да еще окольными путями. Ведь даже сезонно-регулярный рейс между Японией (один из самых перспективных рынков) наши славные авиакомпании не отважатся производить нормально.

Отмена льготы по НДС еще раз подтвердила: Россия - скорее страна не стабильного роста, а стабильного риска для хозяйствующих субъектов. Как можно при этом планировать объем производства и доходы?  Большая часть поездок в мире планируется за семь-восемь месяцев, турфирмы предлагают свои программы не позже, чем за десять месяцев. И, разумеется, в цене, предложенной нами партнерам, учитывалась льгота по НДС. К тому же из-за конкуренции и естественного желания увеличить поток клиентов нельзя было поднимать цены, которые и без того выше среднеевропейских. И мы надеялись, что эта простая логика будет учтена. Но в принятом решении никакой логики не видно.

Во всем мире экспортные сделки, за исключением некоторых, поощряются больше, нежели импорт. Почему - ясно: государство заинтересовано в положительном балансе внешнеэкономической торговли. Кроме того, въездной туризм как вид экспорта и как торговая сделка совершенно прозрачен: деньги за услуги поступают в банк, и государству легче осуществить за ними контроль.

Тут я хотел бы заметить вот что. Одно дело - продавать за рубеж сырье (благо России повезло с природными ресурсами, большая часть которых, кстати, невосполнима, и будущие поколения их лишаться). А что продают турфирмы, работающие на прием? Они продают туристам впечатления, которые вместе с сувенирами будут единственными продуктами, вывезенными из страны. И, что важно, вывоз этих продуктов будет способствовать не их уменьшению, а увеличению. Конечно, если впечатления туриста положительны. Тогда он еще раз приедет в полюбившиеся места и зазовет знакомых. Поток увеличится, что потребует расширения услуг и создания новых рабочих мест; все это принесет доходы местным бюджетам.

Вот наш туристический экспорт. А разве  можно назвать экспортом покупку нашей компанией туристических услуг, к примеру, в Турции? Деньги, собранные с туристов, поступают туркам, в турецкий банк и начинают работать на турецкую экономику. Получается, что мы, при нашей бедности, заботимся о развитии экономики других стран. А надо бы заботиться о своей...

Еще в 1995 г. зам. министра внешнеэкономических связей РФ Ю. Греков призвал налоговиков дать в законе четкое определение понятия «экспорт услуг». Между прочим, в «Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС» определено, что территория, на которой оказывается услуга, не может являться критерием для определения экспорта. Однако нынешний налоговый кодекс (часть вторая) признает обратное, т.е. то, что критерием экспорта является территория... Вот так. Что нам Европа и договоренности с ней, сами с усами. Как тут не вспомнить ставшее крылатым выражение: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда...»

В свое время, когда планировалась отмена льготы на НДС, Госкомитет по спорту и туризму обращался с письмом к министру по налогам и сборам, утверждая, что эта мера заставит многих туроператоров уйти в «теневую» экономику. Тогда прислушались, и льготу оставили. Теперь же, думается мне, похвальное стремление госчиновников собрать побольше с туристской индустрии России как раз к тому и приведет.

Что может произойти? Некоторые турфирмы по «подсказке» налоговых инструкций постараются все сделать для того, чтобы не показать свой действительный поквартальный оборот. Другие попробуют преобразоваться в какие-нибудь гума-нитарные ассоциации дружбы или содействия, скажем, странам АТР, и на их банковских счетах реальные финансы не отразятся. Кто-то, желая увеличить маржу, понизит обещанное ранее качество обслуживания, что и без того при бедной нашей инфраструктуре может иметь печальные последствия. Кто-то, наконец, не выдержав, вообще закроет дело и пополнит ряды безработных.

Остается надеяться, что всего этого все-таки не произойдет. Как говорят обычно: «Надежда уми-ра-ет последней...»

 

Алексей Никифоров,
директор отеля Байкал-Бизнесцентра (на момент написания статьи)

 
 
Baikal Discovery
(C) 2002-2006