Турфирмы, оформление виз, туры, посольства, билеты

О Байкал ДискавериБайкало-Монгольская АзияДневник путешествийДайджестФотогалереяКонтакты
Деятельность компании
Путешествия Байкал Дискавери
Главная Главная
Туры и программы Туры и программы
Архив Архив
Оплата пластиковой картой Оплата пластиковой картой
Информация об услугах
Размещение Размещение
Особые услуги Особые услуги
Фотогалерея
Online консультанты
Головченко Александра
Сервисы
Rambler's Top100

Rambler's Top100

  Главная arrow Байкало Монгольская Азия arrow Зона риска. Туроператоры сомневаются в скором успехе проекта особой зоны на Байкале  
 
 

Зона риска. Туроператоры сомневаются в скором успехе проекта особой зоны на Байкале

 

Юлия Сергеева

 

Остров Ольхон станет базой для создания в Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Заявка на участие в тендере Федерального агентства по управлению ОЭЗ готова и будет направлена в Минэкономразвития, как только объявят конкурс. Между тем региональные туроператоры довольно осторожно отзываются о проекте. Турбизнес опасается, что инвестиции в проект окупятся не скоро. Некоторые эксперты полагают: организация зоны в отсутствие жёстких экологических требований может "перегрузить" остров, где ожидается рост посещений туристов в три раза.

Заместитель главы администрации Иркутской области Владимир Третьяк рассказал "Конкуренту", что регион подготовил две заявки. Это рекреационная ОЭЗ на базе Ольхона и промышленно-производственная между Ангарском и Иркутском (район Мегета).


Шаманская деревня и боулинг

 Нынешний вариант ОЭЗ рекреационного типа создан без участия Республики Бурятия. Между тем министр экономического развития и торговли Герман Греф 21 апреля в Госдуме заявил, что правительство ориентировано именно на межрегиональную зону на Байкале. В рамках этого проекта планируется привлечь 6-7 млрд. рублей из федерального бюджета на строительство дорог вокруг Байкала. Объём частных вливаний должен составить 20-25 млрд. рублей. "Пока мы готовим отдельную заявку; если же будет принято решение правительства о создании межрегиональной зоны, тогда, очевидно, и начнётся совместная работа", - сказал Владимир Третьяк.

Начальник отдела региональной экономики комитета по экономическому развитию и торговле администрации Иркутской области Марина Петрова рассказала, что ОЭЗ сформирует "этнокультурный комплекс, объединяющий Иркутскую область, Республику Бурятия и Монголию". Как стало известно "Конкуренту", в администрации области рассматривается вариант расширения зоны на Иркутский и Слюдянский районы. Если депутаты Госдумы не внесут в третьем чтении ограничения по площади рекреационных ОЭЗ, то зоны этого типа можно будет создавать, не ориентируясь на километраж и границы муниципальных районов, субъектов РФ. Пока же базовым проектом остаётся Ольхон.

В конце мая в Ольхонский район прибудет конкурсная комиссия, чтобы на месте оценить степень разработки проекта, сообщил мэр Ольхонского района Николай Мотошкин. Площадь экономической зоны - 20 гектаров. По словам Мотошкина, зона также позволит увеличить поток туристов ориентировочно в три раза. По оценкам генерального директора визитно-информационного центра "Байкал-инфо" Сергея Перевозникова, общая стоимость проекта может составить около 6 млрд. рублей.

Марина Петрова сообщила, что администрация намерена делать ставку на расширение национального колорита в турбизнесе, поэтому предполагается постройка юрт-лагерей, центра бурятской культуры и шаманизма. "Изюминкой" национального проекта должна стать бурятская деревня (жилище шамана, буддийский дацан). В проект заложен и археологический центр. В районе должны появиться аквапарк, визитно-информационный и культурно-досуговый центр с кинотеатром, залами для игры в настольный теннис, бильярд, боулинг.

Однако из описания проекта ясно, что он будет затратным по инфраструктуре. Необходимо построить сеть автодорог, а также высоковольтные линии. Как сообщает ИА "Сибирские новости", в 2006 году из федерального и областного бюджетов в рамках проекта предполагается выделить 20,6 млн. рублей на постройку дороги Баяндай - Еланцы и 28 млн. рублей на строительство высоковольтной линии Черноруд - Курма. 1,5 млн. рублей будет выделено из областного бюджета на подготовку проектно-сметной документации полигона ТБО "Имел-Кутул".

Марина Петрова назвала ещё ряд объектов: берегозащитные сооружения, станции электрохимической очистки, насосные станции и аккумулирующие ёмкости. Району необходимо хранилище жидких отходов, плавучий пункт приёма отходов ГСМ, телетрансляционный центр, паром, вертолётная площадка и больница. Для развития радиальных туристических маршрутов - строительство причалов.


"Что-то вроде бизнес-плана"

Регионы активно включились в подготовку проектов ОЭЗ, а ни сроки тендера, ни его условия пока не объявлены. Как сообщил пресс-секретарь Федерального агентства по туризму Сергей Синицин, точный срок можно будет узнать только после третьего чтения проекта ФЗ "О внесении изменений в Закон "Об особых экономических зонах". Эту же информацию подтвердили и в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (ФАОЭЗ). Владимир Третьяк сообщил, что региональные власти ожидают событие в конце мая - начале июня.

В середине апреля заместитель руководителя ФАОЭЗ Ольга Маркова заявила: постановление Правительства РФ об условиях конкурса ОЭЗ корректируется с учётом туристско-рекреационных зон. Однако в федеральном агентстве эту информацию "Конкуренту" подтвердить отказались, сказав: "Возможно, Маркова имела в виду чтения закона в Думе, а не постановление".

В пресс-службе агентства по туризму сообщили, что для участия в тендере необходимо представить документы "на уровне первичного бизнес-плана". Сергей Синицин уточнил: "Основное правило - максимальная проработка проекта. Москва никогда не сможет предложить что-то за регион. Вы лучше знаете обстановку на местах". Шансов не имеют те проекты, которые содержат лишь описание уникальной природной зоны, без плана развития, подчеркнул он.

Владимир Третьяк сообщил, что при подаче заявок регион намерен ориентироваться на существующую конкурсную документацию по ОЭЗ, "учитывая поправки в федеральный закон". Необходимо представить ТЭО проекта, информацию о социально-экономическом положении субъекта и муниципалитета (в котором будет создана зона), а также показать, как проект "впишется" в стратегию развития региона. Обязательной является и информация о резидентах проекта. Для рекреационных зон это предприниматель или коммерческая организация (но не унитарное предприятие), имеющие регистрацию на территории муниципалитета ОЭЗ и заключившие договор о туристско-рекреационной деятельности. В заявке должны быть обозначены данные о средствах, которые будут привлечены из федерального и областного бюджетов, частных структур. Федерация оставляет за собой право уменьшить федеральные вливания по своему усмотрению, не сокращая цифр по региональному бюджету и "частникам".

Оценка проекта производится по 10-балльной шкале. Показательно, что одним из самых высоких весовых коэффициентов является размер доходов федерального бюджета от ОЭЗ. Вот только несколько претендентов на получение статуса зоны: Калуга, Тверь, Иваново, Нижний Новгород, Алтайский край, Республика Алтай, Приморский край, Сахалин, Камчатка. Между тем отобрано будет, по заявлению Германа Грефа, 3-4 проекта. Впрочем, министр ещё до объявления тендера назвал вероятных победителей по Сибири - Алтай и Алтайский край, зона Байкала.


Осторожно: зона!

Все эксперты согласны с Германом Грефом: регион имеет высокие шансы на создание рекреационной ОЭЗ в Иркутской области. Но вот перспективы проекта кажутся операторам не столь радужными.

Исполнительный директор Сибирской Байкальской ассоциации туризма Вадим Копылов заявляет, что организация территориального органа управления ОЭЗ на Байкале облегчит тур-инвесторам вхождение в регион, так как принцип "одного окна" позволит решить вопросы согласования между различными ведомствами. Государство создаст необходимую инфраструктуру, налоговые льготы, но в свободное плаванье заходящим на рынок будет пуститься трудно.

- Для нашего региона актуально не столько отсутствие дорог, причалов или метеостанции, сколько экология и хозяйственное освоение Байкала, - говорит Копылов. - Пока законодательная база настолько противоречива, что любой юрист голову сломает.

Нам нужно зонирование Байкала и чёткое понимание, что и где можно делать, а что нельзя. Чтобы избежать ситуации, когда контролирующие органы могут попросить инвестора убраться с занимаемой территории.

Вадим Копылов отмечает, что Иркутская область, кроме создания ОЭЗ, также претендует на вхождение в 13 туристических центров по программе федерального агентства по туризму. Кроме двух этих инициатив, существует проект федеральной целевой программы развития туристической отрасли на Байкале. Это означает, что Байкал в любом случае не останется без внимания правительства, резюмирует он.

"Подход к реализации проекта на основе технико-экономических и рекреационно-туристских зон выглядит сомнительным", - заявил генеральный директор визитно-информационного центра "Байкалинфо" Сергей Перевозников. Необходимо не только увеличить масштаб проекта, но и больше внимания уделить культурной и экологической составляющей, считает он. Генеральный директор компании "Байкал Дискавери" Андрей Краснер, напротив, считает, что экологические беды будут намного больше при нынешнем бесконтрольном строительстве. "Лучше целевое строительство, нежели создание отдельных мелких турбаз со слабыми очистными сооружениями", - заявил он.

Сергей Перевозников сомневается, что ОЭЗ сможет окупиться в краткие сроки. С ним согласна и управляющая отелем "Анастасия" Екатерина Картавых. "Будет ли зона успешной, зависит от многих факторов, - считает она. - Негативное влияние могут оказать и слабый маркетинг, и отсутствие грамотной политики продвижения на внутреннем и мировых рынках, и даже ежегодный прирост цен, который должен происходить одновременно с повышением сервиса, качества услуг".

Андрей Краснер добавляет к списку Екатерины Картавых недостаток квалифицированных кадров и ожидаемую "поспешность исполнения проекта". Не стоит скидывать со счетов и борьбу за сферы влияния в ОЭЗ, убеждён он. Некоторые объекты размещения сегодня претендуют на нишу туроператов, что не может не приводить к напряжению на рынке, заявил Краснер.

- Слабо верится в грамотную и последовательную реализацию государственного проекта по созданию такой зоны, - считает директор турфирмы "Земля Байкала" Владимир Земцов. - Такая зона на Байкале необходима во избежание экологической перегрузки территории. Но сомневаюсь, что проект что-то изменит.

Несмотря на осторожные оценки, Андрей Краснер убеждён, что экономические последствия создания ОЭЗ будут положительными. "Появятся новые рабочие места, а Бурятия и Иркутская область перестанут делить сферы влияния на Байкале, - сказал он. - При создании рекреационной зоны следует сформировать на Байкале своеобразный "хаб" - распределитель турпотоков. Вполне возможно, что тогда будет соблюдаться принцип устойчивого туризма, когда строительство гостиниц, турбаз и туристических троп будет контролироваться".

 
 
Baikal Discovery
(C) 2002-2006
design by
Webstudia.ru