Турфирмы, оформление виз, туры, посольства, билеты

О Байкал ДискавериБайкало-Монгольская АзияДневник путешествийДайджестФотогалереяКонтакты
Деятельность компании
Путешествия Байкал Дискавери
Главная Главная
Туры и программы Туры и программы
Архив Архив
Оплата пластиковой картой Оплата пластиковой картой
Информация об услугах
Размещение Размещение
Особые услуги Особые услуги
Фотогалерея
Online консультанты
Головченко Александра
Сервисы
Rambler's Top100

Rambler's Top100

  Главная arrow Размещение arrow Монголия arrow ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ХУБСУГУЛЕ  
 

 

 

 

 

НА ОЗЕРО ХУБСУГУЛ НА АВТОМОБИЛЕ

( из путеводителя С.Н.Волкова с небольшими заметками Байкал Дискавери)


«Красивее Хубсугула нет озера в стране монголов. Капризное, большое, многоводное, оно воспевается в песнях, как море необозримое, обширное, могущественное. Монголы называют его почтительно –Хубсугул-Далай. Дикая и суровая красота озера, высокие горы, окружающие его, величественная глухая тайга поражают путешественника, попавшего в этот далекий край. Стройные лиственницы спускаются к самому берегу озера. В бухтах прячутся золотые песчаные пляжи». Географ Э.М. Мурзаев.

 

КОРОТКО О ХУБСУГУЛЕ
Высота над уровнем моря – 1645 м
Высота над уровнем Байкала – 1118 м
Длина – 136 км
Наибольшая ширина – 36,5 км
Длина береговой линии – 414 км
Наибольшая глубина – 262 м. Это самое глубокое озеро в Монголии.
Площадь водной поверхности – 2760 км2
Объем водной массы – 383,3 км3
В озеро впадает – 46 рек
Вытекает р. Эгийн-Гол (левый приток р. Селенга)
Наибольшая температура воды на поверхности у берега летом +10…+14°С
Температура воздуха летом  +10…+15°С
Населенные пункты: Ханх – в северной части озера, Хатгал – в южной части озера.
Плотность населения в Хубсугульском аймаке – 1,22 чел. на км2
Расстояние от аймачного центра Мурэн до Хатгала – 102 км
Озеро ежегодно замерзает в конце ноября, лед имеет толщину до 1,4 м, по льду прокладывается автомобильный зимник. Вскрытие озера происходит в мае, лед в северной части озера плавает до начала июня.

 

Для иностранных туристов переход через границу на КПП Монды (302 км от Иркутска) не возможен (нет статуса международного пассажирского КПП). Межправительственное соглашение между Россией и Монголией разрешает пропуск в пос. Монды только граждан Монголии и России. В отличие от автомобильного перехода в Кяхте здесь не скапливаются машины в очереди, редко кто предпочтет грязную дорогу по берегу Хубсугула асфальту до Улан-Батора через Улан-Удэ. Контрольно-пропускной пункт расположен в 10 км от пос. Монды на высоте 1700 м в 8 км от горы Мунку-Сардык. КПП работает с 10.00 до 18.00 кроме субботы, воскресенья и праздничных дней. Телефон таможни в пос. Монды: 93-130.

До озера Хубсугул ближе и быстрее добираться из Иркутска через пос. Монды (320 км по асфальту 6–7 часов пути вместе с переходом через границу), чем из Улан-Батора (800 км, 1,5–2 дня пути по гравийным дорогам). От границы до берега озера (сомон Ханх) – 20 км улучшенной гравийной дороги. В Ханхе находится погранзастава, где монгольские пограничники иногда требуют у туристов сделать отметки о пребывании на озере Хубсугул.

Поселок Ханх. Старинный купеческий поселок, возникший в XIX в. На прибрежной улице в поселке Ханх до сих пор сохранились старинные русские купеческие дома. Через этот поселок проходил зимний чайный путь, когда на подводах по замерзшему льду озера перевозили на ярмарку в Иркутск тюки с китайским чаем. Поселок Ханх имеет водное сообщение с пос. Хатгалом, время в пути на катере около 8 часов. Имеется магазин. Бензозаправочной станции нет. В 8 км  к северу от поселка на восточном берегу озера расположена туристическая база «Номады 21-го».

Озеро Хубсугул и Дархадская котловина – наиболее живописные уголки Монголии с непривычным для нас обилием разнообразных птиц и диких животных, с белыми войлочными юртами и большими стадами лохматых яков в степи. Красивее Хубсугула нет озера в стране монголов. Это подтверждается бурным ростом туристических баз на его берегах и увеличением количества желающих увидеть озеро.

Первым из европейцев описал природу Косогола геолог Г.И. Пермикин, который в 1856 г. с четырьмя бурятами и переводчиками из Тункинской долины проник к берегам озера. В 1871 г. северный берег Косогола посетили известные исследователи Сибири, польские политические ссыльные зоологи Б. Дыбовский и В.Годлевский, геолог А. Чекановский. В 1971–1986 гг. здесь работала Советско-Монгольская комплексная Хубсугульская экспедиция. Обобщающим результатом 15-летних исследований стал выпуск картографического атласа озера Хубсугул.

Хубсугул в геологическом плане водоем байкальского типа – меньший брат Байкала, расположен в Прихубсугульском горном районе в тектонической впадине, относящейся к Байкальской рифтовой зоне. Это самое глубокое озеро Монголии. Вода в озере пресная, аналогичная байкальской воде, чистая и пригодна для питья в сыром виде. Высота над уровнем Байкала 1118 м., вокруг высокие горы и лиственный лес у самой кромки воды. Природа сохранила здесь свою девственную красоту, покой озера редко нарушают проезжающая по берегу машина или проплывающий катер. Привлекает сюда не только дикая природа озера, но и великолепная рыбалка. Первое, что отмечают все побывавшие на Хубсугуле, – удивительно богатый животный мир. Не редкость увидеть здесь диких северных оленей, лося, лисиц, глухарей, серых цапель и лебедей.

В 1992 г. здесь образован Хубсугульский национальный парк (838,1 тыс. га) c администрацией в пос. Хатгал Хубсугульского аймака. Территория парка включает озеро Хубсугул, прилегающие к нему с запада высокогорья и верховья реки Эгийн-Гол, вытекающей из озера. Богата и разнообразна флора и фауна Хубсугульского национального парка: обнаружено около 750 видов древесной, кустарниковой, моховой и лишайниковой растительности. В регионе обитает около 170 видов птиц, в том числе такие редкие, как: лебедь-кликун, эндемик горных озер Центральной Азии горный гусь, дрофа и горный гриф. На островах озера известны три колонии серебристых чаек. По оценке 1996 г. их количество превышает 3500 птиц.

Плата за сутки пребывания на территории парка иностранного туриста – 3000 тугриков, для посетителей – граждан Монголии 100 тугриков. Плата за въезд на автомашине сроком до 7 дней иностранным посетителям – 3000 тугриков, монгольским гражданам – 300 тугриков. Аренда лошади на день – $15-20.

 

Правила пребывания в Хубсугульском национальном парке

Все посетители должны иметь на руках разрешение для посещения парка. После себя нельзя оставлять мусор, любые отходы необходимо увозить с собой. Без специального разрешения администрации можно устраивать кемпинг не более, чем на 14 дней. Запрещены охота и ввоз оружия на территории парка. Нельзя ездить по земле без дороги и отъезжать от дороги более чем на 50 м. Травяной покров в парке очень хрупкий и медленно восстанавливается, след от автомашины остается на десятилетия. Костры разжигать разрешается на специально оборудованных кострищах, но при сильном ветре это крайне опасно, из-за толстого слоя высушенной хвои на земле. На берегу Хубсугула растет преимущественно лиственный лес, в котором за многие годы образовалась высушенная хвойная подстилка. Поваленные стволы деревьев покрыты толстым слоем опавшей хвои, иссушенной временем до цвета ржавчины, это красиво на фотографиях, но стоит обронить не затушенную спичку и пожар неминуем. Нельзя делать новое кострище, если есть старое не далее чем в 50 м от нового. Походный лагерь разрешается обустраивать не ближе, чем в 50 м от берегов озер, рек и ручьев, не ближе, чем в 300 м от жилых юрт, строений или стойла скота, если на более близкое расположение лагеря нет разрешения самих хозяев. Не рекомендуется фотографировать местных жителей или их жилища без согласия на то самих хозяев и путешествовать по парку в одиночку. Также не следует оставлять надолго без присмотра походный лагерь и автомобили.

В лесу на побережье можно найти грибные места. В некоторых таких местах под ногами сплошной ковер подберёзовиков и шампиньонов, а маслята растут кругами в диаметре по 20–25 метров! На склонах обильно растет земляника.

 

Рыбылка на Хубсугуле

Озеро Хубсугул богато рыбой и многие приезжают сюда специально для рыбалки. Рыбалка разрешается только на основании разрешения, полученного в местных органах самоуправления. Двухдневное разрешение на рыбалку стоит $4 для иностранных граждан и 500 тугриков для монгольских. За день разрешается наловить и унести с собой 5 рыб, остальную выловленную рыбу необходимо выпустить обратно в озеро.

В Хубсугуле 9 видов рыб, в том числе ленок, сиг, таймень, хариус, окунь и акклиматизированный омуль. Монголы рыбу практически не ловят, поэтому её много и рыбалка здесь отменная. Самым многочисленными видами рыб в озере являются ленок (Brachymystax Lenok Pall.) и косогольский хариус (Thymallus arcticus nigrescens Dor.), которые заселили литораль озера до глубины 50 м. Эта эндемичная форма сибирского хариуса отличается более темной окраской, внесена в Красную книгу МСОП. Во время нереста хариуса в речках бывает так много, что вода буквально бурлит от его стремительного передвижения, рыбу можно легко ловить голыми руками. Основные концентрации этих рыб – в предустьевых пространствах крупных притоков озера: Ханх-Гол, Их-Хороо-Гол, Увер-Хачим-Гол, Алаг-Цаар-Гол. В летний период ленок и хариус образуют плотные скопления в Ханхийском заливе. В июне здесь отмечается преобладание и высокая численность хариуса, в июле – августе – ленка. В течение года ленок образует плотные скопления в устьевой части Ханх-Гола на протяжении 3–4 км. Зимовка ленка и хариуса проходит в Ханхинском заливе: ленок сосредочен на глубине 4–10 м, хариус предпочитает глубину 20–25 м.

В 1956 г. в Хубсугул был завезен байкальский омуль, который в настоящее время акклиматизировался в озере. Из семейства карповых многочисленным видом является гольян (Phoxinus L.), концентрирующийся в преустьях Их-Хороо-Гола, Ханх-Гола, Их-Далбайн-Гола, очень много его в заливе Эгийн-Гол. Второй вид этого семейства – плотва (Rutilus rutilus lacustris Pall.). Наибольшая ее плотность наблюдается в пойменных озерах долины Их-Хороо-Гол, в нижнем течении Ханх-Гол, Их-Далбайн-Гол.
Хищных рыб в озере два вида: окунь и налим. Окуневыми являются залив Онголик и заливы западного побережья Хубсугула, отгороженные косами. Налим распространен по всей литорали озера, иногда отмечается на глубине 30 м. Больше всего налима в Ханхинском заливе и предустьях Ханх-Гола, Их-Хороо-Гола, на отмелях Жаргалант-Гол, Баян-Гол, Увер-Хачим-гол.

Из рассказа подводного охотника Слепцова Юрия: «Первое впечатление под водой в Хубсугуле, что я не ушёл в воду, а повис в воздухе, жаль с берега глубина небольшая. Прозрачность воды невероятная, температура градусов 10–12 С. Вдоль берега в донной траве снуют рыбки неизвестной мне породы, вдоль дна движутся другие, мелкие, серебристые, чем-то напоминающие кефаль, но при ближайшем рассмотрении это оказались молодые хариусы, их здесь огромное количество, с непривычки их сложно отличать, у молодых хариусов верхний плавник без типичной радужной окраски. Видимость не менее 20 метров, скорее всего 25–30. Вода, если смотреть в толщу перед собою, имеет насыщенный синий цвет. Под водой встречается довольно крупные налимы. Я читал у Сабанеева в его знаменитой книге «Рыбы России» о том, что налимы на Оби бывают до двух метров, но это не Обь, а налим около метра длиной. Налимы, которых я видел в Белоруссии, России и на севере Украины, были не более 2–2,5 кг. Как оказалось позже, этот экземпляр из Хубсугула весил около 6 кг. Рыбы здесь много, спешить некуда, значит необходимо получить максимум удовольствия от процесса. Следующий налим раскрыл тайну подводных нор и полулунных гротов на дне озера, в одном из них, там, где трава заканчивалась на глубине метров в 12 , в полулунном гроте сидел огромный как мне показалось налим. Налим оказался самым большим из виденных мною, его вес – 8 кг 400 грамм. Взвешивание на напольных весах хозяев показало, что общий вес пяти выловленных налимов 23 кг 700 граммов. По моим расчётам видимость в озере достигает 50 метров! Такого рыбного изобилия и чистейшей воды в пресноводном водоёме больше нигде не увидишь!»

 

По восточному побережью на автомобиле

Проезд по берегу озера на автомобилях от пос. Ханх до пос. Хатгал возможен только по восточному берегу. По западному побережью в южной оконечности Хубсугула имеется дорога только до туристических баз «Тойлогт», Gants nuur, расположенных в 40 км от Хатгала. Дорога вдоль восточного берега озера – единственная, связывает южную оконечность озера с северной, в основном она проходит вдали от берега и преодолима только для автомашин повышенной проходимости (на легковых автомашинах ехать не рекомендуется). Особенность дороги в том, что большая её часть проходит по заболоченным высокогорным плато с лишайниково-моховой тундрой, где для проезда без лопаты и троса зачастую не обойтись. На заболоченных участках в горах с лишайниково-моховой тундрой можно застрять даже на джипе. Ехать можно только по глубокой колее с грязью и водой. Попытки обойти сложные участки в стороне от дороги заканчиваются обязательным проваливанием сквозь тонкий поверхностный дерн в жидкую трясину. Непрерывное движение в течение дня со средней скоростью 5–10 км в час по ямам с водой и кочкам сильно изматывает пассажиров. Даже на УАЗе неопытный водитель рискует оторвать выхлопную трубу, маневрируя между крупными валунами и глубокими ямами. Дорога часто идет по остроконечным базальтовым камням (в 15 км от берега озера находится древний вулкан Уран-Душе-Уул). В некоторых местах движение пешехода быстрее, чем машины. Дорога вдоль озера по восточному берегу от сомона Ханх до пос. Хатгал (180 км ) требует 1–2 дня, в зависимости от состояния дороги. За все время пути порой не встретишь ни одной машины.

Кроме болот и грязи, серьезным препятствием после дождей могут стать многочисленные броды через реки, впадающие в Хубсугул. Через них нет мостов, а в большую воду глубина на переправе может увеличиться до 1,5 метра. Единственное, что остается в таких случаях – ждать падения воды. Есть также старая заброшенная дорога по западному берегу, пробитая несколько десятилетий назад геологами. Она идет ближе к берегу озера, но менее надежна в дождливое время года и легко проходима только на участке от Хатгала до половины озера (ущелье Джиглэг-Гол). Особенно сильно заболочен и труднопроходим для машин берег в северной части озера, у полуострова Долон-Улай. Наибольшее количество осадков (до 120 мм) выпадает в июле. Количество притоков в озеро на восточном берегу в 2–3 раза больше, чем на западном и отличается селевыми выносами.

На озере очень мало судов и моторных лодок. В 2000 г. возобновились рейсы судна морского типа «Сухэ-Батор» по озеру, на котором можно перевезти машины. Судно курсирует нерегулярно, по предварительному заказу от пос. Ханх до пос. Хатгал (10 ч хода). Катер типа «Ярославец» с именем «Хувсугул трэвел» имеет туристическая база «Тойлогт», судно на воздушной подушке «Хивус-10» – туристическая база «Номады 21-го» (от пос. Ханх до пос. Хатгал – 2,5 ч хода).

Многочисленные обо, сложенные в виде высоких шалашей вдоль дороги, конные монголы с ружьями, повозки, запряженные лохматыми яками, серые цапли на берегу придают своеобразный колорит монгольскому озеру, известному также своими шаманскими святынями и легендами.

 

Устье реки Ноён-Гола

В 48 км южнее пос. Ханх, на восточном побережье озера находится устье р. Ноён-Гол с живописными небольшими песчаными дюнами на бортах долины. В заболоченном устье река образует рукава с медленным течением, которые облюбовали для гнездовий утки и лебеди. В устье реки прекрасная рыбалка. Справа и слева от устья есть великолепные места для установки палаточного лагеря.

 

Остров Далайн-Модон-Куйс-Арал

Всего на озере имеется четыре острова. Самым крупным является Далайн-Куйс, расположен он в центральной части озера в 10 км от восточного берега. Остров в плане практически круглый, в поперечнике достигает 4 км, в его центре возвышается гора высотой 1819 м, густо заросшая лиственным лесом и поднимающаяся над уровнем воды в озере на 174 м. Площадь острова около 7 км2. С восточной стороны острова сформировался песчаный пляж, а в восточной части острова – длинная коса из гальки и валунов длиной более 200 м и шириной 10–15 м, образующая небольшую лагуну. Косы, сложенные таким крупным материалом, встречаются в природе крайне редко.

Географ Э.М. Мурзаев в книге «Годы исканий в Азии» приводит легенду о самом большом острове озера Хубсугул: «Вдруг из земли ударил мощный фонтан воды, заливая все вокруг. Много земли исчезло под водой, и с каждым мгновением все больше гор, чудесных пастбищ и лесов покрывалось водой. Тогда схватил богатырь скалу побольше, подбежал к фонтану и, борясь с водой, заткнул дыру, откуда бил поток. Фонтан прекратился, а там, где вода уже залила землю, возникло озеро Хубсугул. Скала, которой богатырь заткнул фонтан, торчит и теперь на поверхности озера лесистым островом Далай-Куй». Многочисленные легенды связывают этот остров с шаманскими обрядами и шаманскими святынями, якобы сохранившимися на острове до наших дней.

Второй по величине остров – Елисин-Хупсун находится в 25–26 км южнее острова Далайн-Куйс. Третий остров Бага-Крй находится в южной оконечности озера. Четвертый остров расположен напротив устья р. Турты в северной части Хубсугула.

 

Гора Мунку-СардыкMunku

Горный узел Мунку-Сардык самая высотная часть Восточного Саяна расположен вблизи северной оконечности озера Хубсугул. При малой протяженности (около 14 км) он состоит из шести массивов – гольцов. Главная вершина – восточная, высотой 3491 м – самая высокая в Восточном Саяне. Склоны этой вершины круто обрываются на север, в долину Иркута, и более полого спускаются на юг, к озеру Хубсугул. На склонах Мунку-Сардыка известны четыре ледника. С северной стороны свисает основной ледник, толщиной до 85 м с трещинами шириной 25–30 см и глубиной до 6 м. По горному узлу Мунку-Сардык проходит российско-монгольская граница, поэтому восхождения на ее главную вершину одинаково возможны как с монгольской, так и с российской территории без визы в паспорте. Первое зарегистрированное восхождение совершено на Мунку-Сардык в 1858 г. натуралистом Густавом Радде по южному маршруту со стороны оз. Хубсугул. В настоящее время вершина Мунку-Сардыка популярна для восхождений с северной стороны среди российских альпинистов, особенно на майские праздники. С вершины открывается прекрасная панорама всего Хубсугула и части Дархадской котловины.
Подъем с монгольской стороны на вершину значительно проще и легче чем с российской. Нет ни ледопадов, ни ледника, свойственных северной российской стороне. Восхождение с российской стороны оценивается как IA. С монгольской стороны подъем еще проще – очень легкий пологий склон с ровным протяженным снежником практически до самой вершины, длиной более 4 км. Склон идеально подходит для спусков на лыжах или дельтапланах. Снег лежит здесь до июля. Все вершины Мунку-Сардыка поднимаются выше снеговой линии. Многие восходители отмечают характерные для вершины сложные метеорологические условия и частые электрические бури.
Вершина находится в 12 км от северной оконечности озера Хубсугул в верховье р. Баян-Гол и подняться на вершину и спуститься с нее можно за один день от турбазы «Номады 21-го», расположенной вблизи пос. Ханх.

 

Гора Хорьдол-Сарьдаг

Это величественная гора, высотой 3093 м, покрытая густым лесом, расположена западнее озера, на юге Хубсугула примерно в 40 км от побережья. Она образована преимущественно из известняка и представляет интерес для спелеологов. В южной части озера Хубсугул международные спелеоэкспедиции исследовали карстовые районы, и пришли к выводу о возможном здесь местонахождении больших неисследованных карстовых полостей. Восточная часть горы Хорьдол-Сарьдаг включена в заповедник Хубсугул. Здесь встречаются такие редкие животные и птицы, как сибирский лось, северный олень, дикий горный баран архар, орлан белохвост, скопа и др.

 

Некрополь нойонов Шарилийн-Цааган-Чулуу

В 1985 г. этнографический отряд Советско-монгольской историко-культурной экспедиции обследовал некрополь нойонов Шарилийн-Цааган-Чулуу (Белый камень мумий), расположенный в 35 км к северу от центра четвертой бригады сомона Цэцэрлэг Хубсугульского аймака. Некрополь представляет собой остатки пяти рубленных бревенчатых гробниц, в которых находились мумифицированные с помощью каменной соли тела правителей. Это открытие подтвердило рассказы о шаманских мумиях Хубсугула. На озере Хубсугул известен обряд захоронения в сухих пещерах культовых предметов, в частности бубнов и шаманских онгонов, отдельно от захороненного тела шамана или его мумии. В монографии монгольского ученого Ч. Далая «Краткая история монгольского шаманизма» приводится свидетельство мумифицирования тел шаманов: «До недавнего времени в нашей стране, в дархадских землях практиковалась мумификация умерших великих шаманов и шаманок и последующее хранение мумий дома». Местные жители на берегах озера Хубсугул, рассказывают о тайных местах на берегу Хубсугула, где до недавнего времени в деревянных срубах хранились мумии умерших шаманов, спрятанных от посторонних глаз. Отдельно от мумий шаманов или их тел в сухих местах, обычно в пещерах, часто противоположных месту хранения тела шамана, прятали одежду и личные предметы шамана. Шаманское облачение должно было сохраняться не менее 3 лет, после чего оно сжигалось, и дух шаманского снаряжения возносился вслед шаману на небо. Считалось, что без соблюдения этого обряда, дух шамана и бубна будет мстить семье и очагу покойного шамана. Известны совсем недавние случаи находок таких «шаманских кладов». Местное население верит в силу шаманских проклятий, и не трогает эти вещи. Монголы свято почитают древнюю традицию. Одна из них запрещает трогать или вносить найденный шаманский бубен в жилище, так как время не имеет силы над его могуществом, и нарушив вековую традицию можно нанести вред себе и своим близким.

 

Ущелье Джиглэг-Голdeer

По этому ущелью и затем через перевал Джилэгийнн-Даба и по долине р. Арсайн-Гол проходит удобная вьючная тропа с озера Хубсугул в Дархадскую котловину (60 км). Зимой по замерзшим болотам прокладывается автомобильный зимник, летом можно проехать только верхом на лошади. В дальних снежных горах, расположенных к северо-западу от озера Хубсугул, издавна жили оленеводы. В 1931 г. хубсугульские уйгуры, которых монголы называют цаатан-оленеводы, подчинились сомонам Улан-Ул и Рэнчинахумбэ Хубсугульского аймака. Они разводили оленей для мяса и молока, использовали их в качестве перевозочных средств, а также занимались охотой. Из шкур оленей изготовляют одежду, обувь, постельные принадлежности, сумы и тару. Согласно переписи население составляет 1317 человек. Поголовье скота 8672 голов, включая 680 оленей. Ученые установили, что этот район является самой южной точкой, где обитают северные олени. До настоящего времени среди оленеводов есть практикующие шаманы. Из рассказа туриста: «Конный тур в Дархадскую долину через ущелье Джиглэг-Гол, к шаманам племени цаатанов. Это не монголы, а скорее родственники русских народов севера ( по одной версии – это - тувинские сойоты, или урьянхайское  этно-племя ), они живут обособленно, в чумах, выращивают белых оленей. Канал «Дискавери», снял лет пять тому назад о них фильм и теперь ежегодно несколько сот туристов, приезжая в Монголию едут на озеро Хубсугул и посещают племя цаатанов, добраться к которым можно только на лошадях. Кроме шаманов в долине около 200 озёр сказочно богатых рыбой. Некоторые месяцами живут у них, наверное, желая постичь тайны шаманов и получить скрытые знания. Но отзывы об этом опыте самые разные от полного молчания, до рассказов о том, что некоторые шаманы берут за такое обучение около 3000 долларов. А так же о том, что в состояние изменённого сознания, некоторые из них входят с помощью «немерянного» количества водки. Во время одного из таких сеансов камлания, шаман, по свидетельству чешской туристки упал и сломал ребро».

 

Дархадская котловина

Расположена в 40–50 км западнее озера Хубсугул за высокими хребтами в южной части Хубсугула – Хорьдолын-Сардак-Нууру с вершинами до 3093 м, в северной части – Баян-Зу-Рхийн-Нууру с вершинами до 3130 м. Дархадская котловина вытянулась с севера на юг на 120 км и своими очертаниями между гор повторяет форму озера Хубсугул. С севера на юг через котловину протекает р. Шишигт-Гол – приток Малого Енисея. Сплавы по р. Шишигт-Гол после озера Доод-Нуур относятся к высшей V категории сложности. В долине проживают преимущество скотоводы по национальности дархаты, урянхайцы и халхасцы, ведущие кочевой образ жизни. Местное население сохранило традиционный уклад кочевой жизни. Среди этнографов Дархадская котловина известна как «северный оплот монгольского шаманизма».
 Из истории Дархадской котловины известно, что на западном гористом побережье озера Хубсугул издревле проживали хара-дархаты и ассимилировавшие среди них представители 34 родов: хаа дархаты, уруты, буряты, хаасы, уйгуры, хара соёны, хиргисы и др. Предки хара и хаа дархатов, как указано в «Сокровенном сказании» проживали в конце XII в. на берегах рек Онон и Керулен. После создания Великого Монгольского государства Чингисхан отдал дархатов под управление своих верных соратников Боорчу и Мухулаю, определив дархатов в монгольские тумены правой и левой руки. Племя дархатов смешалось с другими племенами, а часть его осела в горах Алтая, Хангая и Прихубсугулья. При Хубилай-хане, в 1270 г, пятьсот семей шара дархатов были переведены из западной Халхи и ойратских земель в ордоские земли для охраны 8 белых юрт-онгонов Чингисхана. При этом черные дархаты остались на прежнем месте в тайге Прихубсугулья. В XIV–XV вв. ойраты перекочевали с этих мест в предгорья Алтая, и хара дархаты остались на землях Прихубсугулья одни.
Как говорится в дархадской «Красной истории», один из сыновей халхасского Абутай хана (1534–1586), цынгунбаатар хунтайжи, поссорившись со своим отцом отцом, покинул Каракорум и уехал в местность Шингэд, что на западном Хубсугулье. Он забрал с собой отцовское ружье, табун лошадей с белым жеребцом, около 30 воинов и стал кочевать по реке Шарга. Восхищаясь новой родиной, он назвал ее Баян Шарга и на месте первого очага соорудил обо Онгон толгой, которое затем превратилось в 13 обо на перевале Улий. С его появлением дархаты стали обладать кремниевыми ружьями и белыми лошадьми.
В Дархадской котловине сохранилась, как нигде более в Монголии, шаманская традиция поклонения 44 черным тэнгриям и 55 белым тэнгриям. Несмотря на распространение в Монголии c XVI в. желтой веры в таежных массивах западного Хубсугулья вплоть до ХХ в. шаманы противодействовали распространению буддизма. Основанный в 1750 г. в хара дархадских землях монастырь с тибетским названием Гандан Намжилллин за время своей истории был вынужден под влиянием шаманов перекочевывать 5 раз.
Климат Дархадской котловины более суров, чем на побережье Хубсугула. В январе температура падает ниже -27 С, в июле не превышает +15 С.

 

Туристическая база Boojumexpeditions

На реке Тенгиз, в верховьях р. Шишигд-Гол в сомоне Рэнчинахумбэ работает с 1984 г. туристическая база Boojumexpeditions, управляемая американцами. В сомоне Рэнчинахумбэ проживает 4284 человека (2000 г.), по национальности в основном – дархады. Туристическая база имеет два домика, отдельную кухню, баню. Имеют также гостевой дом в устье р. Джиглэг-Гола на оз. Хубсугуле.
E-mail:

 

Музей истории в сомоне Рэнчинахумбэ

Уникальные предметы монгольской старины и ритуальные предметы из дархадских буддийких монастырей собраны в двух комнатах музея истории, в одном из деревянных зданий на территории школы-интерната. Необычна полутораметровая деревянная скульптура сарлыка – тотемного животного одного из дархадских родов. Коллекция старинных монгольских чайников, буддийских бурханов, предметы шаманского культа, монеты, живописные танка и старинные карты Дархадской котловины,  а также демонстрация предметов и экспозиция, свидетельствующих о достижениях и жизни этого сомона  Монголии в социалистическом прошлом.

 

Монгольский шаманизмshaman

Родиной шаманизма, избранной землей шаманов принято считать Центральную и Северную Азию. В Монголии в силу своей изолированности последним оплотом шаманов стало озеро Хубсугул и Дархадская котловина. Сюда сбегали монгольские шаманы во время преследования их в эпоху Чингисхана и Хубилай-хана в XIII в. В эпоху Чингисхана в Центральной Азии главенствовал шаманизм, ламаизм, пришедший на смену шаманизму, получил распространение в Монголии только к XVI в.
Для шаманских молений не нужны специальные здания и храмы, шаманские обряды могут быть устроены в любом месте в любое время суток. Верховным божеством считалось Вечно Синее Небо – Хухэ Мунхэ Тэнгри. Земля, по шаманским понятиям, является серединным миром, одухотворенным во всех проявлениях природы и жизни и населенным невидимыми для большинства людей разнообразными духами. Для древнего человека непрерывная связь с природой, ощущение ее ритмов и гармонии были привычным образом жизни. Вековые наблюдения за природой выработали мудрые правила, согласно которым человек должен жить в равновесии и гармонии с природой и ее духами, не нарушать естественного порядка вещей в мире. Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо как святое пространство. Этот обычай сохранился с глубокой древности. В таких местах – контактной зоне между мирами – сооружали обо, устанавливали столбы-сэргэ и привязывали на ветки деревьев ленты-залаа. Место объявляли священным и сюда приезжали специально для проведения обрядов.
Вдоль дорог на Хубсугуле, на перевалах и возле священных мест можно встретить обо – древнее святилище в виде пирамидальной груды камней или шалаша из жердей и веток, местопребывание духов-хозяев местности – место, где надлежит поклоняться духам, произносить молитву и делать жертвоприношение духам местности, чтобы снискать их покровительство в путешествии или для проживания в данной местности. Каждое обо имеет своего хозяина – духа местности, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья вина, лоскутков материи, щепотки табака, сигарет, спичек, монет, бумажных денег, пуговиц. Подношение заключается не в вещах, а в вере. Достаточно подносить мандалу, воду, воображаемые дары. Ценность вещи не имеет значения – важен сам факт жертвоприношения. Подношения имеют символический характер, считается, что духи вкушают идеальную субстанцию подношений. В обо можно только класть, что-либо забирать из обо, т.е. отнимать у духов, не рекомендуется. По древней традиции перед обрядом жертвоприношения обо обходят три раза по часовой стрелке, символизируя тем самым уважение ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Непосредственно, без жертвоприношения, обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает. Вначале следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности.
Главное обо на восточном побережье Хубсугула расположено на мысе у горы Модын-Бага-Шагнул-Ула, высотой 1705 м. К нему можно подъехать на автомобиле. Обо сложено из жердей и веток, в центре него на груде камней сооружено святилище.

 

Термальные Булнайские источники

Термальные Булнайские источники расположены в 20 км в востоку от берега оз. Хубсугул и в 50 км к северо-востоку от Хатгала (N 1009278 E5047278) в верховьях реки Халхан-Гол. Здесь расположено более 20 выходов горячей воды с температурой 25–55 С. Основные источники имеют температуру – Цоргот +48 С, Цаглан-Уул +36 С, Талгал +43 С, Чопот  +43 С. Суммарный дебит родников составляет около 10 л/ч. По составу вода – азотно-щелочная термальная вода горячинского типа (по воде курорта Горячинск а Прибайкалье, Республика Бурятия) с минерализацией 0,5 г/л. Питьевое воды исключается, вода применяется только для ванн. С 1950 г. на базе месторождения функционировал летний санаторий аймачного значения. На источниках были построены домики, оборудованные чугунными ваннами и деревянными срубами. Эти постройки сохранились и используются до настоящего времени. К источникам можно доехать на автомашине от восточного берега Хубсугула.
 
Утрагийн-аршан

Аршан-Утрагийн-Булак находится в верховьях р. Утрагийн в 60 км к северо-западу от населенного пункта Ханх. Выход воды с температурой 11,5–21,5 С на пологом склоне ниже дороги каптирован самодельными срубами и огорожен примитивными загородками из жердей. Суммарный дебит родников составляет около 3 л/ч. В воде присутствует аммоний, кремний и фосфор, а в газовом составе преобладает азот. Минерализация воды 0,37 г/л. Из-за низкого содержания фтора эта вода может использоваться как питьевая. Источники, несмотря на их удаленность от населенных пунктов, используются местным населением в лечебных целях. На источники ведет сильно разбитая дорога, по которой иногда проезжают на УАЗах монголы для лечения на источниках. Перевалы на подходах к источникам сильно заболочены и в летнее время для машин сложно проходимы.

 

Эрхэл-Нуур, озеро

Озеро с минеральной водой – хлоридная натриевая соленая, с минерализацией 21,0 г/л, характеризующиеся высоко щелочной реакцией среды (ph=9,7). Среди монголов пользуется дурной славой, на его берегах избегают останавливаться на ночлег.

 

Пещера Даин-Дээрхийн

На территории Хубсугульского национального парка находится вертикальная пещера Монголии – Угуул, глубиной 26 м. Стены входного колодца на всем её протяжении покрыты льдом. Другая известная пещера, самая крупная в Прихубсугулье – Даин-Дээрхийн расположена в 150 км на северо-запад от аймачного центра Мурэн, проехать к ней можно через населенные пункты Чандмань-Ундэр и Цаган-Уурэ. От Цаган-Уурэ до пещеры около 30–35 км. Летом на машине подъезда к ней нет, последние 10–15 км необходимо проходить на лошадях. Пещера известна с древних времен и почитается местным населением как священное место, которому ежегодно приносились жертвоприношения. Найти пещеру без проводника трудно, вход с тропы не виден.
Состоит она из двух этажей, между которыми находится органная труба глубиной 11 м. Это – пока единственная отмеченная в Монголии двухэтажная пещера, имеющая 3 входных отверстия, много залов и коридоров – ответвлений. Величина залов колеблется от 7 до 10 м в диаметре, главный коридор имеет длину 32,5 м. Подземная полость изобилует живописными сталактитами и сталагмитами. Узкий проход в потолке последнего зала позволяет попасть в залы второго яруса. Существует легенда об её якобы втором входе, расположенном на российской территории. Подтвердить или опровергнуть эту легенду пока невозможно, потому что длина исследованных ходов составляет 224 м., площадь 739 м2.
 С пещерой связана легенда о грозном шаманском духе Даин Дерхе. До 1930 г. севернее пещеры, в 50 км от сомона Цаган-Уре у когда-то процветающего монастыря Шаравлийн Тсааган Чулуу (Белокаменный монастырь) на р. Уурэ-Гол находилось каменное изваяние Даин Дерхе, обернутое в шелковую материю, перед которым всегда стояли различные приношения. Каждый год в июле в день праздника Даин-Дерхе камень обертывали новой тканью. Буддийский монастырь был крупнейшим вблизи Хубсугула, в нем обитало около 3 тысяч лам и монахов. В 1929 г. монастырь был закрыт и разрушен, а затем и камень – изваяние Даин Дерхе, размером в человеческий рост, был вывернут из земли и увезен в неизвестном направлении. Сейчас от монастырских храмов остались лишь одни фундаменты, вокруг которых разрослись березки.
Даин Дерхе (Dayan degereki), «Хан Богдо Даин Дерхе, в мифах монгольских народов одно из основных шаманских божеств, патрон шаманских инициаций; горный дух или могучий шаман, после смерти ставший каменной бабой (которая стоит около озера Хубсугул на севере Монголии), впоследствии адаптированный ламаизмом (обращённый в буддизм). До распространения ламаизма возле каменной бабы проходили шаманские посвящения; по преданию, существовала и шаманка (удган) – толковательница воли Даин Дерхе. Согласно поверьям, его дети обитают в соседней пещере (вошедший туда теряет рассудок). Даин Дерхе посвящён ряд шаманских гимнов, где он иногда называется «чёрным тенгри» (т.е. божеством именно шаманского пантеона), а также «милостивцем», «милым» (хайрхаи – табуированное обозначение священных гор). Изображается как наездник с колчаном, полным стрел; по другим представлениям, выглядит седым стариком с огромной белой бородой (внешность, характерная для духов-хозяев – эжинов), верхом на серо-белом жеребце. Согласно одним сюжетам, раньше Даин Дерхе был злым эжином – земным духом, изгнанным неким святым и окаменевшим у хребта Танну-Ула, а по другому (халхаскому) преданию, Даин Дерхе – первый шаман, превзошедший самого далай-ламу в искусстве отнимать у смерти её жертвы и посланный им в Монголию. По дороге он изготовил первый бубен, разделив надвое барабан и повесив половинку на воздух, чтобы укрыться от солнца. По одной версии, похитил жену Чингисхана, по другой – дочь Чингисхана во время её свадьбы с Хентей-ханом. Настигнутый погоней, Даин Дерхе превратился в каменный столб (спасшись таким образом от сабельного удара); окаменела и царевна, спрятавшаяся в расселину горы; она также стала почитаемым местным духом. Когда Чингисхан уже отчаялся в попытках обезглавить или повесить каменного шамана, тот обещал впредь быть его помощником. В других вариантах Даин Дерхе – соперник Арахи; они состязались, отрубая друг у друга нижнюю часть тела (шаманский поединок), Д. Д. добился успеха, а когда должен был в свою очередь Арахи нанести удар, Даин Дерхе окаменел» .
В настоящее время в первом зале в привходовой части пещеры разместилось святилище Даин Дерхе. Центральную часть святилища занимает жертвенный столик, за ним на постаменте стоит искуссно вырезанная из дерева полуметровая фигура всадника Даин Дерхе в традиционной монгольской одежде, с пучком стрел за спиной и собранными на макушке волосами, закрепленными в пучок заколкой в виде ваджры – пучком молний (на самом деле на фотографии – монгольский воин в металлическом шлеме???). Монголы не могут точно назвать возраст этой скульптуры, считается, что она стоит здесь уже несколько поколений, а специальной датировки ее возраста никто из ученых еще не проводил. Как и в прошлые времена на жертвенном столике перед фигурой грозного шамана  (может быть воина???) разложены жертвенные приношения – сыр, сухой творог, конфеты, спички, чашки с маслом для лампад. Перед святилищем под потолком натянута танка 1,52 м с полустертыми изображениями двух тигров на черном фоне. В первый зал, где расположено святилище проникает слабый свет от входа и в полумраке таинственная фигура всадника кажется очень древней и могущественной. К узкому входу в потолке на второй этаж пещеры ведет грубая деревянная лестница. Это уникальное шаманское святилище в пещере, оберегаемое многими поколениями монголов, единственное в своем роде, сохранившиеся с древних времен, во всем Прихубсугулье.

 

Легенда о Тайне тайн. Предание о подземном царстве Агарти

Распространению сведений о мифической подземной стране Агарти способствовала публикация Ф. Оссендовского (1922 г.), занимавшего в период гражданской войны в России пост министра финансов в правительстве Колчака и бежавшего впоследствии через Западный Саян и озеро Хубсугул в Монголию. В конце XX столетия в энциклопедических справочниках на русском языке уже значилось, что в мифологии монгольских буддистов, Агарти – таинственная подземная страна, где живут древние посвященные, тайно руководящие ходом мировых событий. Это «сокровенный мистический центр Земли», «местонахождение Царя Мира» находится в пещерах на территории Монголии. Однако, в своей нашумевшей книге Ф. Оссендовский писал: «Старики, живущие на Амыле, рассказывали мне древнюю легенду о том, как некое монгольское племя, спасаясь от ига Чингисхана, скрылось в подземную страну. Потом неподалеку от озера Ноган-Куль один сойот показал мне закоптелые ворота, ведущие, по его словам, в то самое царство Агарти» . Река Амыл, является притоком р. Туба, которая впадает в Енисей и находится севернее Кызыла в Западном Саяне, где исконно проживают сойоты. Перевал Ноган-Холь (2А, 3460 м) находится в южной части хребта Музур-Тайга. Через эти места уходил из Красноярска в Монголию, поднимаясь по долинам рек Енисея и Амыла и перевалив хребет Западного Саяна через Алжиакский переход, Ф. Оссендовский. Именно, здесь в Туве, он впервые услышал от сойота рассказ об Агарти. После публикации сочинения Ф. Оссендовского в 1922 г., за последующие 80 лет ни одному исследователю древних традиций, даже такому серьезному мыслителю, как французу Рене Генону, не удалось найти никаких дополнительных сведений в исторических документах или дошедших до нас мифах, подтверждающих рассказ Ф. Оссендовского о Царе Мира и подземном царстве Агарти. В самой Монголии ни историки, ни ламы, ни местные кочевники никогда ничего не слышали о подобной подземной стране. Возможно, по простой причине книга Ф. Оссендовского на монгольский язык ни разу не переводилась, а русского издания нет в архивах центральной библиотеки Улан-Батора.

 

Сторукое дерево шаманов

В 6 км от Цаган-Уурэ по дороге к пещере Даин-Дээрхийн расположено священное дерево шаманов, особенностью которого является удивительная ветвистость от самого комвеля у земли. Сейчас эта низкорослая лиственница особо почитается как “дерево-шаманка”, перед ней находится жертвенное место, а все нижние части ветвей обвязаны синими хадаками – жертвенными приношениями посетителей. По преданию в этом месте шаманка зарыла свой послед, считается что преклоняясь в этом месте, можно способствовать деторождению – беременные женщины приходят к этому дереву , обхватывая его руками и прижимая к нему живот , просят послать здорового новорождения. Также, существует забавное поверье, что мужчины, которые не имеют сыновей, чтобы жена родила им наследника, приходят сюда и осуществив традиционный ритуал, просят у зеленой Тары (чье изображение находится здесь на каменной плите) послать сына.
 Густо разросшееся с переплетенными ветвями хвойное дерево называется у халхасцев удган мод, т.е. «дерево-шаманка». У хара-дархатов, уйгуров существует боо модон, т.е. «дерево-шаман». Шаманская часть этого дерева – место, где ветви переплетаются и скручиваются в узлы. Если такое место располагается в верхней части дерева, то говорят что это дерево высшего тэва (область обитания), если на середине ствола – среднего тэва, а если узел веток находится совсем низко, то это признак принадлежности к низшему тэву. Считается, поскольку ветви низшего тэва очень близко подходят к земле, то дух этого дерева особо свиреп и силен.

 

Посёлок Хатгал

Поселение в Хатгале, основано в 1727 г. как форпост Манчжурии, препятствующий продвижению России на этом направлении. Население – 2498 чел (перепись 2000 г.). В Хатгале имеется аэропорт, связывающий авиарейсами пос. Хатгал с Улан-Батором. Чаще самолеты прилетают в Мурен, и уже оттуда туристы на автомашинах приезжают на Хубсугул (102 км). Расстояние от Хатгала до Улан-Батора по автодорогам – 757 кмю Бензозаправочная станция в Хатгале – бензин только марки Аи-80 и ДТ. Здесь находится администрация Хубсугульского национального парка, информационно-визитный центр парка и местный краеведческий музей. Вблизи Хатгала на западном побережье озера расположено большое количество туристических баз (более 12 баз).

 

Праздник льда

В конце февраля 2003 г. на Хубсугуле , в период празнования Саган Сара, был проведен 3-ий Праздник льда, на котором присутствовали иностранные туристы и премьер-министр Монголии Н. Энхбаяр. Ледяные скульптуры, национальная борьба сумо на льду, гонки на санях ( более 30 саней участвовало) и джипах, фольклорный концерт, выступление шамана , войлочные юрты на берегу , по отзывам туристов, сделали это событие колоритным и запоминающимся. Этот праздник решено устраивать ежегодно. По сравнению с озером Байкал на льду Хубсугула меньше снега и трещин. Чистый хубсугульский лед благоприятен для буерного спорта и путешествий по льду озера на внедорожниках или судне на воздушной подушке типа «Хиву-10». По замерзшим заболоченным долинам можно путешествовать на автомобилях и попасть в удаленные места, обычно не доступных на этом виде транспорта летом, когда проехать туда можно только на лошадях.

 

ТУРБАЗЫ НА ХУБСУГУЛЕ

На озере Хубсугул расположено 20 баз отдыха и кемпингов, хотя в 1997 г. их было всего две. Красота озера ежегодно привлекает сюда все больше туристов. На берегу в южной части озера Хубсугул имеются такие туристических базы, как: кемпинг «Тойлогт», турбаза «Хангарьд» с размещением в летних войлочных юртах, «Хубсугул-тур» и «Жанхай» – в юртах и домиках, бывшего геологического поселка и много других (Gants nuur, Sakura, natures Door, Dalay Toyr и др.). Турбазы работают с мая по октябрь. Большинство из них имеет электрическое освещение, рестораны в юртах, отделанные кафелем душевые с горячей водой. Предлагается рыбалка, катание на лодках, конные экскурсии.

КЕМПИНГ «ТОЙЛОГТ». Принадлежит компании Hovsgul Travel. E-mail: t P.O.Box 116, Ulaanbaatar 38, Mongolia. Тел. (976-1) 68-76-26, (976-99) 11-62-27
Расположен в 30 км от Хатгала на западном побережье Хубсугула. База «Тойлогт» – самая первая из туристических баз на Хубсугуле. Кемпинг расположен в живописном месте на берегу Хубсугула и сорового озера. В кемпинге – до 120 мест, цена от $25 в день для иностранных туристов. Имеет катер типа «Ярославец» для обслуживания туристов, предлагает аренду лошадей, рыбалку. Проживание – юрты, деревянные коттеджи.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ БАЗА «ЖАНХАЙ». Открыта в начале 90 гг., принадлежит фирме Montech Urnul. Для базы используется бывший российский геологический поселок: 240 мест, 10 деревянных зданий, из них 1 ресторан. Стоимость – от 25$ для иностранцев, 8000 тугриков для монголов (для групп  скидка 20 %). Хороший вариант для организации международного детского летнего лагеря. Находится в 35 км от Хатгала.

КЕМПИНГ «ХАНТАЙГА» Хувсгуул аймаг, Хатгал сум, «Хантайга» туристын базын. Расчитан на 40 мест, есть ресторан. Удобное месторасположение – очень близко от Хатгала, красивый берег, хорошая рыбалка (на озере или на реке Эггийн-гол). Цена для туристов – от $25 в день. Рядом расположена туристическая база «Хангарьд».

КЕМПИНГ «ХАНГАРЬД» E-mail: deer stone
Находится в 6 км от Хатгала. В 1997 г. база принимала журналистов и конвой «Кэмел трофи-97». 25 войлочных юрт. Двухэтажный дом используется под ресторан и административный корпус. Цена проживания для туристов – от $25 в день. Услуги – предлагают лошадей, рыбалку.


Мурэн

Административный центр Хубсугульского аймака. Территория аймака 101 000 км2 Население 123 900 тыс. чел. В городе имеются гостиница, музей истории, больница, аэропорт, магазины, рынок, банк, международная связь. Автозаправочные станции, бензин марки Аи-93, Аи-72, ДТ.

 

Оленные камни

Рядом с Мурэном у горы Ушгийн и погребального кургана стоят 14 оленных камней – каменных плит, поверхность которых покрыта изображениями скачущих животных, чаще всего оленей. Отсюда и произошло их название. Подобные стелы в основном установлены на плиточных могилах. Высота оленных камней достигает от 3 до 5 метров, ширина – 50–60 см, толщина вдвое меньше ширины. Изображения на оленных камнях располагаются в определенном порядке. Вверху солнце и луна, ниже – пояс геометрического орнамента, затем изображения оленей или, значительно реже, других животных, внизу – еще один пояс, украшенный геометрическим орнаментом. В 10 км от этого места за Хадагским источником находятся еще 5 оленных камней.
 Редкий памятник 3000-летней давности открыт на севере Монголии близ Мурэна в местности Ушгийн-Увэр. На огромном жертвеннике стоят три ряда оленных камней, повернутых лицами на восток к солнцу. На одном из них четко выделяется голова человека, украшенная большими круглыми серьгами в ушах и ожерельем на шее. Скуластое, с толстыми губами, безбородое и безусое, чуть удлиненное лицо исполнено в виде горельефа. Это единственный, известный оленный камень с изображением лица человека.

 
 
Baikal Discovery
(C) 2002-2006
design by
Webstudia.ru