Лето на Хубсугуле монгольскими туроператорами сегодня "продается" достаточно успешно (более 30 турбаз, и каждая принимает за летний сезон сотни, а то и тысячи туристов). А вот зимой местные турбазы (впрочем, как и у нас на Байкале) пустуют. В то же время очевидно то, что для развития зимнего туризма на Хубсугуле уже сегодня имеются определенные условия, и опытный туроператор может создавать интересный и “продаваемый” турпродукт. Но для того, чтобы туристы на Хубсугуле зимой не были редким и эпизодическим явлением, нужно обеспечить государственную поддержку и регулирование процесса развития туризма в Прихубсугулье в соответствии с генеральным планом, в разработке которого могли бы принять участие и российские профессионалы туристской отрасли, накопившие опыт, в частности, по вовлечению в хозяйственный оборот туристских ресурсов зимнего Байкала. Если такого плана не будет, то стихийное развитие туризма на Хубсугуле станет трагедией для его природы, для его туристских ресурсов. Так, уже сегодня хаотичное и бессистемное возведение туристских кемпингов на юге Хубсугула привело к тому, что эта территория начала терять свою привлекательность - появляются капитальные сооружения (административные здания, рестораны, хозяйственные блоки) совершенно не соответствующие национальным традициям и визуально “засоряющие” пейзаж. Плюс к этому многолюдность, а лес вокруг вырубается на дрова для обогрева туристов. План должен предусмотреть, например, и восстановление исторического облика прибрежной улицы в поселке Ханх, где еще до сих пор сохранились старинные русские купеческие дома. Второй вывод - для развития зимнего туризма на Хубсугуле фактор событийности сегодня является главным. Так, на первый Праздник льда приехало, кроме нас, около 20 иностранных туристов. При сравнительно небольшом инвестировании в улучшение условий приема и в рекламу, при более тщательной режиссуре праздника, четком соблюдении программы это количество может возрасти многократно. На первом этапе туристской “раскрутки” зимнего Хубсугула, когда процесс создания инфраструктуры еще только-только начинается, с моей точки зрения, необходимо сконцентрироваться на коротком зимнем периоде, ограничивающемся периодом празднования Цаган Сара с кульминацией на Празднике льда. То есть речь идет о придании местному зимнему турпродукту именно событийного характера. Одновременно необходимо формировать и предлагать на рынок турпродукт экспедиционно-приключенческого формата, наподобие проекта “Байкальский Меридиан 105”, который турфирмы “Байкал Дискавери” и “Спутник-Байкал” запустили в 2005 году. О туристских ресурсах Прихубсугулья и туристских технологиях Туроператорам, как монгольским, так и российским, привязывая свои турпрограммы к традиционным событиям и праздникам, необходимо максимально использовать местные экскурсионные ресурсы. На первый взгляд музеев в Прихубсугулье, кажется, - раз-два и обчелся. Но это только на первый взгляд. Так, наша экспедиция прошла через ряд музеев под открытым небом, древняя и почти нетронутая “экспозиция” которых представляет собой огромный комплекс интереснейших знаний мирового уровня, которыми, к сожалению, мы еще не смогли эффективно воспользоваться в своем деле. Например, рядом с Мурэном у горы Ушиг и погребального кургана стоят 14 оленных камней. Эти стелы с “летящими” оленями и солярными знаками являются не просто памятниками властного “оленного” народа, возможно когда-то остановившего продвижение скифов за пределы Алтая и ассимилировавших их культуру. Они представляют собой уникальное послание древности, являют собой космологическую модель мира. Эти, а также расположенные неподалеку, "оленные камни, если Монголия их сохранит, могли бы весьма способствовать дальнейшему продвижению Хубсугульского аймака на международный рынок туризма. Монгольские туроператоры успешно используют в продвижении своих туристских ресурсов имя Чингисхана, они достаточно хорошо научились “продавать” природу своей страны, а вот научиться работать с более древней историей страны им еще предстоит. Так, в путеводителях по Монголии очень мало информации о древних памятниках и сакральных местах северных монголов. А ведь информация о них, изложенная в интересной и популярной форме, будет способствовать привлечению внимания к Прихубсугулью, где очень мало ярких фактов, связанных с Чингисханом (если не считать легенду о Даян-Дерхи, главном “бо” - шамане Монголии, когда-то похитившем дочь Чингисхана прямо с ее свадьбы с Хэнте-ханом). Поэтому и необходима целенаправленная кампания по информированию о древних исторических и культурных памятниках, вовлекающая в туристский оборот захватывающие легенды и были местных народов, связанные с ними природные и иные объекты. Такие, например, как величественный комплекс 13-ти “обо” (места поклонения духам) из деревянных жердей,на перевале перед Улан-Улой, “Тысячерукое Древо Шамана” неподалеку от Цаган-Ура, у памятника Алунго - преводительницы “лесного” племени. Даже совсем неприметные, на первый взгляд, курганы-керексуры за Чандмань-Ундером, несомненно, заслуживают остановки и внимания туристов, если местному гиду есть что рассказать не просто о своеобразном курганном скоплении камней, а о самой сути керексуров и их древней связи с данной местностью. А установка у таких памятников и сакральных мест щитов с информацией на английском языке (на что думаю, Хубсугульский национальный парк может получить международный грант) способствовало бы возвышению на порядок их значимости и одновременно - бережному к ним отношению со стороны всех посетителей и местных жителей. Пожелания В заключение возьму на себя смелость высказать некоторые пожелания по проведению Праздника льда на Хубсугуле: - Прежде всего, необходимо заранее и четко обозначать время проведения всех мероприятий и состязаний в рамках праздника, а затем - соблюдать уже заявленные временные рамки; - Надо выставить на следующий год не менее трех гуанз (юрты-харчевни) на месте проведения Праздника льда, а также на середине ледового пути от Ханха в Хорхойт, соорудить, по меньшей мере, два отдельных деревянных туалета, привлечь торговцев сувенирами, создав им условия для торговли.Также, с моей точки зрения, имеет смысл поставить на льду в месте проведения Праздника Льда ледовую юрту - своего рода компактный визитно-информационный центр, где бы туристы могли не только получить необходимую информацию, но и выпить пиалу чая или поучаствовать в каком-либо конкурсе. То есть постараться всячески и без высоких на то затрат расширить событийный антураж Праздника, украсить его местными “изюминками”. И для этого надо предложить местным туроператорам поучаствовать в конкурсе ледовой скульптуры, который можно было бы проводить недалеко от Хатгала, на турбазе “Хангарьд”, где хозяйка, г-жа Туула, уже имеет хороший опыт создания ледовых конструкций. Очень интересны и перспективны как туристская мотивация конные бега на санях. Те состязания санных экипажей по льду Хубсугула, которые нам довелось увидеть в прошлом, представляли собой достаточно яркое зрелище. По крайней мере, о чем-нибудь подобном ни у нас на Байкале, ни еще где-нибудь в Сибири нам не приходилось даже слышать. Если количество упряжек в будущем возрастет, то это будет отличный повод приехать на Хубсугул. А если еще возродятся скачки по льду на верблюдах, то на это экзотическое зрелище на Праздник льда поедут и иностранные туристы, и иркутяне, и жители других ближайших регионов.И еще пара советов: - желательно, за несколько дней до Праздника льда, разметить ледовую дорогу до места события не только от Хатгала, но и от Ханха - ведь на этот праздник своих туристов могут привозить туроператоры из Иркутска, из Бурятии, а размеченная дорога необходима для обеспечения безопасности.В заключение не могу не сказать еще раз о том, что сохраняется крайне опасная ситуация относительно ресурсов экотуризма Прихубсугулья в связи с ростом объема вырубок леса на дрова для турбаз, для нужд местных жителей. Все более тяжелой становится здесь ситуация с биоразнообразием: сегодня туристы уже практически лишены возможности увидеть какое-либо дикое животное, поскольку местные жители, спровоцированные китайцами-закупщиками, добывают и за небольшие деньги продают им все живое - от оленей до тайменя. В условиях сложности обеспечения должного контроля со стороны правоохранительных органов продолжается бесконтрольный выгреб сетями рыбы из мелких озер Дархадской котловины прямо со льда. Рыба, в том числе и мелочь тайменя, совершенно беззащитна перед китайскими сетями, которыми “вооружено” местное население, а ее запасы далеко не безграничны, и заметно сокращаются. Надеюсь, что местная власть найдет способы решения этой проблемы. Туризму не нужна дикая природа, лишенная всего живого. Андрей Краснер, директор турфирмы "Байкал Дискавери", Иркутск |